"Хочу, чтобы все..."
ХАННЕС ГЕНТЦЕН
HANNES GENTZEN
(1904-1940)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1940 гг.
ЗВАНИЯ - гауптман - майор
НАГРАДЫ - Ж.К. 1-го кл.
ЧАСТИ - JGr.102; I/ZG-2
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 9
HANNES GENTZEN
(1904-1940)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1940 гг.
ЗВАНИЯ - гауптман - майор
НАГРАДЫ - Ж.К. 1-го кл.
ЧАСТИ - JGr.102; I/ZG-2
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 9
Ханнес Гентцен, несмотря на малое для немецких асов количество воздушных побед, получил широкую известность как первый ас Германии во 2-й Мировой войне и единственный немецкий ас Польской кампании. Лучшие летчики Люфтваффе одержали в Польше по 1-2 победы, Гентцен же сумел за этот короткий срок сбить 7 польских самолетов, причем 4 - в одном бою 13 сентября.
Ханнес Гентцен родился в 1904 г. В Люфтваффе вступил в момент их создания, и к 1939 г 35-летний Ханнес был уже гауптманом и командиром JGr.102, входившей в отряд особого назначения генерал-майора фон Рихтгофена (Fligerfuhrer z.b.V.). В этом отряде помимо JGr.102 были еще 3 Группе пикировщиков и 1 Группе штурмовиков. JGr.102 базировалась на Гросс-Штайн и ожидала перевооружения на 2-моторные истребители Bf-110, пока же она была оснащена истребителями Bf-109D.
Отряд Рихтгофена использовался на острие наступления на Польшу. Однако первый день войны прошел для JGr.102 спокойно: пикировщики бомбили Велунь, но в воздухе не появилось ни одного польского самолета, и истребители Гентцена остались без дела. 2 сентября с рассветом JGr.102 вновь поднялась в воздух, и вскоре гауптман Гентцен атаковал и сбил польский бомбардировщик, открыв счет своего подразделения. Затем ведомая Гентценом 1/JGr.102 пошла в сторону Лодзи, где ее пилоты сбили 2 польских истребителя, а потом проштурмовали обнаруженный ими замаскированный аэродром поляков, уничтожив стоявшие на земле 5 бомбардировщиков и 4 истребителя. На обратном пути 1/JGr.102 повстречала 4 польских бомбардировщика и сбила их все. Итог дня для истребителей Гентцена - 16 сожженных машин: 3 истребителя и 4 бомбардировщика уничтожены в воздухе, 5 бомберов и 4 истребителя - на земле.
Следующие дни JGr.102 занималась штурмовкой шоссе и железных дорог, постепенно перебазируясь ближе к Кракову. 13 сентября вся JGr.102 взлетела по наводке разведчика с аэродрома Дебриц для штурмовки только что созданного польского аэродрома Гутники у города Броды (в 60 км от советской границы). В момент выхода на штурмовку Гентцен заметил 8 идущих на бреющем польских бомбардировщиков и тут же перенацелил на них свое подразделение. Немцы так и не поняли: не то их атака была настолько неожиданна для поляков, что те и не попытались сопротивляться, не то на самолетах были неполные экипажи. Но с бомбардировщиков так и не было произведено ни одного ответного выстрела! В этой атаке 4 польских самолета "завалил" гауптман Гентцен, остальные стали жертвами различных пилотов JGr.102. В это время с оставленного в покое аэродрома Гутники взлетели истребители, которым удалось подбить Bf-109D унтер-офицера Фрица Линдера (сел «на вынужденную»). Немцы обрушились на истребители и нанесли им тяжелые потери, а заодно уничтожили несколько стоявших на земле бомбардировщиков Р.37 "Лось". Только кончавшееся горючее не позволило JGr.102 полностью разгромить аэродром. На следующий день немцы вернулись к Бродам и вновь нанесли удар по аэродрому Гутники. Всего за 13 и 14 сентября JGr.102 уничтожила в этом районе в воздухе и на земле 26 польских самолетов.
За время Польской кампании JGr.102 уничтожила в общей сложности 78 самолетов (29 в воздушных боях и 49 на земле), став самой результативной частью Bf-109 этой войны. Командир JGr.102 гауптман Гентцен оказался единственным немецким асом польской войны - он уничтожил 7 польских самолетов, а остальные немецкие летчики сбили по 1-2 машины...

Истребитель Мессершмитт Bf.109D гауптмана Гентцена, на котором он сражался в польской кампании
В ноябре 1939 г JGr.102 майора Гентцена, по прежнему оснащенная уже устаревшими для того времени Bf-109D, патрулировала воздушное пространство над Сааром. 6 ноября 27 истребителей Гентцена поднялись с аэродрома Лахен-Шпайердорф и атаковали девятку французских истребителей "Хок" Н-75А из GC.II/5, сопровождавшую разведчик Поте-63. Общего боя не получилось - французам удалось разбить схватку на несколько индивидуальных поединков, в ходе которых они уничтожили 4 Bf-109 и еще 4 "Месса" тяжело повредили, заставив их совершить аварийные посадки (1 пилот получил при этом серьезное ранение). Среди погибших в воздухе летчиков оказались командир 1/JGr.102 обер-лейтенант фон Роон и командир 3/JGr.102 обер-лейтенант Келльнер-Штайнметц. Французы потеряли в том бою всего 1 Н-75А, сбитый майором Гентценом. После боя Гентцен был вызван в Берлин для объяснения, как ему удалось в одном бою потерять четверть своих людей и треть самолетов. Гентцену удалось отвертеться от ответственности заявлением, что устаревшие Bf-109D безнадежно уступают стремительным и вертким "Хокам". Через несколько дней JGr.102 перебросили с фронта в тыл для перевооружения на давно ожидаемые Bf-110.
На этих новых 2-моторных тяжелых истребителях JGr.102, превратившаяся в I/ZG-2, и начала наступление на Францию весной 1940 г. 7 апреля над Арагоном майор Гентцен сбил французский истребитель Н-75, одержав свою 9-ю и последнюю победу. 26 мая 1940 г англичане совершили неожиданный налет на аэродром его части в Нефшато; Гентцен по тревоге пошел на взлет с адъютантом Группе на борту в качестве стрелка, однако на взлете его Bf-110 зацепился хвостом за деревья, стоявшие на кромке летного поля и рухнул на землю, похоронив под собой обоих немецких летчиков...
Майор Ханнес Гентцен участвовал в войне всего 9 месяцев. За это время он уничтожил 9 вражеских самолетов, 7 из которых были польскими, а 2 - (Н-75 "Хок") французскими. Награжден Железным Крестом 1-го класса.