"Хочу, чтобы все..."
РУДОЛЬФ БЕРТОЛЬД
RUDOLPH BERTHOLD
(1891-1921)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1914-1918 гг.
ЗВАНИЯ - лейтенант - майор
НАГРАДЫ - П.л.М., Ж.К.
ЧАСТИ - Яшта-4,-18; JG-2
СБИЛ ОФИЦИАЛЬНО - 44 самолета
RUDOLPH BERTHOLD
(1891-1921)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1914-1918 гг.
ЗВАНИЯ - лейтенант - майор
НАГРАДЫ - П.л.М., Ж.К.
ЧАСТИ - Яшта-4,-18; JG-2
СБИЛ ОФИЦИАЛЬНО - 44 самолета
Майор Бертольд наряду с фон Рихтгофеном, Герингом и фон Шляйхом относится к плеяде наиболее талантливых авиационных командиров 1-й МВ и к числу наиболее удачливых пилотов Германии, занимая со своими 44 воздушными победами 7 место в списке немецких асов 1-й МВ.
Рудольф Бертольд родился 24 марта 1891 г в Баварии в семье лесника. Жизнь в лесной глуши не привлекала молодого человека, и по окончании школы он выбрал военную карьеру. Отслужив 2 года в Бранденбургском пехотном полку, Рудольф увлекся романтикой воздушных полетов и в 1913 г добился перевода в авиацию.
С первых дней войны он в качестве летного наблюдателя разведывательного авиаотряда участвовал в боевых действиях на Западном фронте. За полеты в глубокий тыл противника во время битвы на Марне Бертольд получил свою первую боевую награду - Железный крест. Зимой 1914-1915 гг. Рудольф прошел курс обучения в летной школе и в конце января вернулся в свою часть с дипломом пилота.
11 января 1916 г на базе разведывательного авиаотряда, в котором служил Бертольд, был сформирован истребительный авиаотряд – один из первых в кайзеровской авиации. Рудольф быстро освоил истребитель Фоккер Е.I и уже 2-го февраля одержал свою первую воздушную победу, а 16 февраля Бертольд сбил 5-й самолет, заняв, таким образом, место в списке первых асов Германии; однако вскоре молодой пилот попал в авиакатастрофу и на 3 месяца угодил в госпиталь.

Рудольф Бертольд в кабине Пфальца-Е
В конце августа 1916 г обер-лейтенант Бертольд был переведен в Яшта-4. В составе этой эскадрильи он сбил за сентябрь еще 5 аэропланов, доведя свой счет до 10 подтвержденных побед, за что был награжден Голубым крестом асов - Pour le Merit. До августа 1917 г Рудольф служил на том участке французского фронта, где противник почти не оказывал воздушного противодействия, но когда в сентябре 1917 г он возглавил Яшта-18, дравшуюся с англичанами, ему пришлось вести ежедневные напряженные бои. В это время обер-лейтенант Бертольд летал на истребителе Пфальц-D.III с красным носом и синим хвостом - цветами его бывшего Бранденбургского пехотного полка. За этот сентябрь личный счет новоиспеченного комэска удвоился и достиг 28 воздушных побед; однако вскоре Бертольду вновь пришлось отправиться в госпиталь: в начале октября Рудольфу в бою разрывной пулей перебило правую руку. Тем не менее, теряющий временами сознание от потери крови летчик все же сумел посадить самолет.
Еще до выздоровления гауптман Бертольд получил приказ о своем назначении на должность командира истребительного полка - Ягдгешвадер-2 (JG-2). Несмотря на то, что его рука после ранения осталась частично парализованной, Рудольф уже в марте 1918 г вновь приступил к полетам и на новом истребителе Сименс-Шукерт D.III он уже 28 мая 1918 г одержал очередную воздушную победу. В июне Бертольд вместе со всем своим полком пересел на более удачный самолет Фоккер D.VII и продолжил увеличение своего победного списка. В подражание талантливому командиру, продолжавшему красить свои машины в красно-синие цвета бранденбургской пехоты, все эскадрильи JG-2 так же перекрасили состоявшие на их вооружении аэропланы в красный и синий цвет, сделав эти цвета полковыми цветами JG-2. Кроме того, каждая машина несла личную эмблему своего хозяина - например, на "Фоккере" Бертольда был нарисован крылатый меч.

Рудольф Бертольд у своего самолета с личной эмблемой
Свой последний воздушный бой майор Бертольд провел 10 августа 1918 г; к этому моменту на его счету числилось 42 сбитых вражеских аэроплана. В тот роковой день Рудольф повел свой полк в атаку на британские бомбардировщики "Де-Хэвилленд", шедшие под сильным истребительным прикрытием. Буквально за несколько минут Бертольду удалось поджечь 2 "Хэвилленда", но в азарте боя майор не заметил "Сопвича", зашедшего ему в хвост; в следующий миг пулеметная очередь перебила рулевые тяги его аэроплана, и неуправляемая машина рухнула на землю с высоты 2000 метров. Когда искалеченного летчика извлекли из под обломков, никто не верил, что он будет жить. Но вопреки прогнозам врачей Рудольф через 2 месяца пошел на поправку.
Известие о капитуляции Германии застало Бертольда в госпитале. Вылечившись, Рудольф занял в феврале 1919 г пост коменданта гражданского аэродрома в Добрице. Но, как оказалось, война для него еще не закончилась: в апреле в Баварии вспыхнула революция.
Кильское восстание матросов в 1918 г., ноябрьская революция, отречение от трона Вильгельма II глубоко потрясли Бертольда, который был ярым приверженцем кайзера. С разрешения правительства он организовал добровольческий корпус - Фрайкор с центром в Бад Киссингене. Фрайкор получал вооружение, обмундирование и питание из государственных средств. 1 мая 1919 г вместе с другими отрядами Фрайкор выбил повстанцев из Мюнхена; но в сентябре внезапно поступило распоряжение распустить корпус. Бертольд проигнорировал этот приказ и переместился вместе с Фрайкором в Кенигсберг. Там корпус участвовал в боях в балтийских странах, получив в связи с этим название «Балтикумер». В начале 1920 года корпус был переведен под Гамбург для поддержки политики правительства Веймарской республики по преодолению последствий войны. Бертольд не подчинился приказу об отставке и стал активно действовать в националистки настроенных военных кругах, поставивших своей целью установление военной диктатуры. 13 марта 1920 г. начался капповский путч против правительства Веймарской республики, и хотя Бертольд считал путч преждевременным, он решил сдержать данное им обещание и поддержал путчистов. Однако это оказалось непростым делом, поскольку железнодорожники отказывались предоставить состав для перемещения Фрайкора в Альтону, один из районов Гамбурга. Только на следующий день, после угроз в адрес железнодорожников, Фрайкор получил в свое распоряжение состав. Первой целью стал Харбург, также один из районов Гамбурга, где под арестом находились около 900 военных, симпатизирующих путчистам. Бертольд собирался освободить их и удалить всех военных, преданных правительству. В Харбурге «Балтикумер» были вынуждены расквартироваться в одной из школ. Во время переговоров Бертольду было предложено двигаться с Фрайкором в Берлин, но Бертольд отказался, что привело к обострению обстановки. Школа, в которой находился Фрайкор, была окружена, и Бертольд дал команду открыть предупредительный огонь поверх голов. Началась перестрелка, результатом которой стало бешенный обстрел окруженной школы. Бертольд был вынужден пойти на переговоры о капитуляции; но во время переговоров «Балтикумер» снова открыл огонь, нарушив договоренность о перемирии. Это сильно накалило обстановку. Бертольд попытался бежать, но был схвачен разъяренной толпой и убит. Обстоятельства гибели известного аса в разных источниках представляются по разному: в одних говорится, что Бертольда застрелили из его же пистолета, который он достал для своей защиты, в других – что летчика повалили на землю и задушили его же лентой от креста "Pour le Merit".
Всего за 4 года участия в боях Рудольф Бертольд прошел путь от лейтенанта – авиа-наблюдателя до майора - командира истребительного полка, сбив в воздушных боях 44 вражеских аэроплана. За боевые заслуги Рудлольф Бертольд был награжден: баварским орденом Военных заслуг 4-й степени, Рыцарским крестом саксонского военного ордена Св. Генриха, Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами и орденом «Pour le Mérite».

Пфальц E-IV Рудольфа Бертольда. 1916 г.

«Альбатрос» D.III Рудольфа Бертольда. Апрель 1917 г.

Пфальц D.III Рудольфа Бертольда. Май 1918 г.

Фоккер D.VII Рудольфа Бертольда. Август 1918 г.

Фоккер D.VII Рудольфа Бертольда в бою.
Сименс-Шукерт Д.III был прислан в гешвадер еще во времена командования им Фон Тучека и так и не вышел из стадии опытного аппарата. Хотя самые опытные пилоты эскадры и пытались летать на этом типе в патрульные полеты, обычно они заканчивались вынужденным возвращением из-за не стабильной работы мотора. Остряками была даже сложена шуточная песенка о "детских болезнях" этой машины на основе "десяти негритят". В общем никаких побед на нем заявлено не было. Бертольд привел с собой свою банду "альте камераден" из 18 ясты, практически заменив ими весь наличный состав 15 отряда. Причем, "рокировка" включала в себя не только замену самих пилотов но и их машин. Прежний состав 15-й ясты убыл в 18-ю, сдав свои драйдеккеры прочим отрядам эскадры, а Бертольд и компашка приташили с собой свои красно-синие Албатросы и Рфальцы из 18-той. Переучивать своих орлов на строгие в пилотаже трипланы Фоккера Бертольд отказался в предкушении скорого прибытия новых "семерок". Прочим отрядам эскадры было велено накрасить синюю "полковую ливрею" на фюзеляжи машин. 12 яста сохранила свои белые носы (раньше это было отличие всего 2-го гешвадера), 13-я получила зеленые, а 19-я желтые.
... только... что ж они так все гибнут-то... почти что все статьи про летчиков Первой мировой кончаются там же, очень близко от Первой мировой. И смерти все разные, часто "нелетчицкие" - а все равно...
что ж они так все гибнут-то... почти что все статьи про летчиков Первой мировой кончаются там же, очень близко от Первой мировой. И смерти все разные, часто "нелетчицкие" - а все равно...
Это - нормально для того времени! Допотопная техника, зачастую без всяких причин разваливавшаяся в воздухе, не отработанная еще школа пилотажа, неопытность пилотов (в бой посылались после 4-6 часов самостоятельного налета - они часто еще нормально посадить машину-то не умели), отсутствие парашютов и бронезащиты пилота - все это делало жизнь летчика 1-й мировой очень короткой. По статистике, молодой летчик, прибывший на Западный фронт в 1916-1918 гг., жил всего 1,5 - 2 недели! Дольше жили только самые выдающиеся пилоты - "летчики от Бога", у которых в крови "сидела птица". Да и те в большинстве своем погибали к концу войны. Еще цифра из статистики 1-й мировой: процент гибели летчиков в течение года - 100%!
А после войны... Так ведь в 1918-1920 гг. вся Европа полыхала революциями, а в них кровь льется, как вода... Учитывая, что большинство летчиков были молодыми ребятами, активными и уверенными в себе (еще бы, ведь герои!), они очень активно участвовали в событиях, расплачиваясь за свой максимализм жизнями. Кто же в этих двух мясорубках (1-я мировая и революция) выжил, в 20-30 гг пытались прокормиться, не имея профессии (на войну-то уходили зачастую из-за школьной парты). Что им оставалось? Только использовать свои таланты пилота. Вот и колесили они по всему миру с "летными фокусами" вроде пролета под мостом или подхватывания крылом платка с земли (такой фокус демонстрировал Удет), и часто бились при этом насмерть. В общем - жизнь штука тяжелая и опасная, а часто еще и очень короткая...
Какой кошмар. И после этого люди считают "камикадзе" каким-то особенным феноменом... Мы еще недавно обсуждали, что мол это такая восточная психология, спокойное отношение к самоубийству. А выходит, в западном мире - было ровно то же самое, только не было специального названия. Было название "летчик", а по сути оно означало "камикадзе".
Я этого не сознавала!
подхватывания крылом платка с земли
Нифига себе!!!
ЗЫ: Можно я этот ваш коммент у себя повешу? Для меня это, на самом деле, откровение. Хотя видя регулярно ваши статьи могла бы уже и понять...
Было название "летчик", а по сути оно означало "камикадзе".
Так за то летчиков тогда и боготворили, потому то женщины им на шеи гроздьями и вешались - люди начала века видели в пилотах настоящих богов, презирающих смерть, "бегущих по лезвию бритвы"...