"Хочу, чтобы все..."
РУДОЛЬФ БЕРТОЛЬД
RUDOLPH BERTHOLD
(1891-1921)

01 bertholda (318x500, 31Kb)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1914-1918 гг.
ЗВАНИЯ - лейтенант - майор
НАГРАДЫ - П.л.М., Ж.К.
ЧАСТИ - Яшта-4,-18; JG-2
СБИЛ ОФИЦИАЛЬНО - 44 самолета


Майор Бертольд наряду с фон Рихтгофеном, Герингом и фон Шляйхом относится к плеяде наиболее талантливых авиационных командиров 1-й МВ и к числу наиболее удачливых пилотов Германии, занимая со своими 44 воздушными победами 7 место в списке немецких асов 1-й МВ.

Рудольф Бертольд родился 24 марта 1891 г в Баварии в семье лесника. Жизнь в лесной глуши не привлекала молодого человека, и по окончании школы он выбрал военную карьеру. Отслужив 2 года в Бранденбургском пехотном полку, Рудольф увлекся романтикой воздушных полетов и в 1913 г добился перевода в авиацию.
С первых дней войны он в качестве летного наблюдателя разведывательного авиаотряда участвовал в боевых действиях на Западном фронте. За полеты в глубокий тыл противника во время битвы на Марне Бертольд получил свою первую боевую награду - Железный крест. Зимой 1914-1915 гг. Рудольф прошел курс обучения в летной школе и в конце января вернулся в свою часть с дипломом пилота.
11 января 1916 г на базе разведывательного авиаотряда, в котором служил Бертольд, был сформирован истребительный авиаотряд – один из первых в кайзеровской авиации. Рудольф быстро освоил истребитель Фоккер Е.I и уже 2-го февраля одержал свою первую воздушную победу, а 16 февраля Бертольд сбил 5-й самолет, заняв, таким образом, место в списке первых асов Германии; однако вскоре молодой пилот попал в авиакатастрофу и на 3 месяца угодил в госпиталь.
02 Бертольд в кабине Пфальца (504x384, 50Kb)
Рудольф Бертольд в кабине Пфальца-Е

В конце августа 1916 г обер-лейтенант Бертольд был переведен в Яшта-4. В составе этой эскадрильи он сбил за сентябрь еще 5 аэропланов, доведя свой счет до 10 подтвержденных побед, за что был награжден Голубым крестом асов - Pour le Merit. До августа 1917 г Рудольф служил на том участке французского фронта, где противник почти не оказывал воздушного противодействия, но когда в сентябре 1917 г он возглавил Яшта-18, дравшуюся с англичанами, ему пришлось вести ежедневные напряженные бои. В это время обер-лейтенант Бертольд летал на истребителе Пфальц-D.III с красным носом и синим хвостом - цветами его бывшего Бранденбургского пехотного полка. За этот сентябрь личный счет новоиспеченного комэска удвоился и достиг 28 воздушных побед; однако вскоре Бертольду вновь пришлось отправиться в госпиталь: в начале октября Рудольфу в бою разрывной пулей перебило правую руку. Тем не менее, теряющий временами сознание от потери крови летчик все же сумел посадить самолет.
Еще до выздоровления гауптман Бертольд получил приказ о своем назначении на должность командира истребительного полка - Ягдгешвадер-2 (JG-2). Несмотря на то, что его рука после ранения осталась частично парализованной, Рудольф уже в марте 1918 г вновь приступил к полетам и на новом истребителе Сименс-Шукерт D.III он уже 28 мая 1918 г одержал очередную воздушную победу. В июне Бертольд вместе со всем своим полком пересел на более удачный самолет Фоккер D.VII и продолжил увеличение своего победного списка. В подражание талантливому командиру, продолжавшему красить свои машины в красно-синие цвета бранденбургской пехоты, все эскадрильи JG-2 так же перекрасили состоявшие на их вооружении аэропланы в красный и синий цвет, сделав эти цвета полковыми цветами JG-2. Кроме того, каждая машина несла личную эмблему своего хозяина - например, на "Фоккере" Бертольда был нарисован крылатый меч.
03 Бертольд у самолета (642x336, 57Kb)
Рудольф Бертольд у своего самолета с личной эмблемой

Свой последний воздушный бой майор Бертольд провел 10 августа 1918 г; к этому моменту на его счету числилось 42 сбитых вражеских аэроплана. В тот роковой день Рудольф повел свой полк в атаку на британские бомбардировщики "Де-Хэвилленд", шедшие под сильным истребительным прикрытием. Буквально за несколько минут Бертольду удалось поджечь 2 "Хэвилленда", но в азарте боя майор не заметил "Сопвича", зашедшего ему в хвост; в следующий миг пулеметная очередь перебила рулевые тяги его аэроплана, и неуправляемая машина рухнула на землю с высоты 2000 метров. Когда искалеченного летчика извлекли из под обломков, никто не верил, что он будет жить. Но вопреки прогнозам врачей Рудольф через 2 месяца пошел на поправку.
Известие о капитуляции Германии застало Бертольда в госпитале. Вылечившись, Рудольф занял в феврале 1919 г пост коменданта гражданского аэродрома в Добрице. Но, как оказалось, война для него еще не закончилась: в апреле в Баварии вспыхнула революция.
Кильское восстание матросов в 1918 г., ноябрьская революция, отречение от трона Вильгельма II глубоко потрясли Бертольда, который был ярым приверженцем кайзера. С разрешения правительства он организовал добровольческий корпус - Фрайкор с центром в Бад Киссингене. Фрайкор получал вооружение, обмундирование и питание из государственных средств. 1 мая 1919 г вместе с другими отрядами Фрайкор выбил повстанцев из Мюнхена; но в сентябре внезапно поступило распоряжение распустить корпус. Бертольд проигнорировал этот приказ и переместился вместе с Фрайкором в Кенигсберг. Там корпус участвовал в боях в балтийских странах, получив в связи с этим название «Балтикумер». В начале 1920 года корпус был переведен под Гамбург для поддержки политики правительства Веймарской республики по преодолению последствий войны. Бертольд не подчинился приказу об отставке и стал активно действовать в националистки настроенных военных кругах, поставивших своей целью установление военной диктатуры. 13 марта 1920 г. начался капповский путч против правительства Веймарской республики, и хотя Бертольд считал путч преждевременным, он решил сдержать данное им обещание и поддержал путчистов. Однако это оказалось непростым делом, поскольку железнодорожники отказывались предоставить состав для перемещения Фрайкора в Альтону, один из районов Гамбурга. Только на следующий день, после угроз в адрес железнодорожников, Фрайкор получил в свое распоряжение состав. Первой целью стал Харбург, также один из районов Гамбурга, где под арестом находились около 900 военных, симпатизирующих путчистам. Бертольд собирался освободить их и удалить всех военных, преданных правительству. В Харбурге «Балтикумер» были вынуждены расквартироваться в одной из школ. Во время переговоров Бертольду было предложено двигаться с Фрайкором в Берлин, но Бертольд отказался, что привело к обострению обстановки. Школа, в которой находился Фрайкор, была окружена, и Бертольд дал команду открыть предупредительный огонь поверх голов. Началась перестрелка, результатом которой стало бешенный обстрел окруженной школы. Бертольд был вынужден пойти на переговоры о капитуляции; но во время переговоров «Балтикумер» снова открыл огонь, нарушив договоренность о перемирии. Это сильно накалило обстановку. Бертольд попытался бежать, но был схвачен разъяренной толпой и убит. Обстоятельства гибели известного аса в разных источниках представляются по разному: в одних говорится, что Бертольда застрелили из его же пистолета, который он достал для своей защиты, в других – что летчика повалили на землю и задушили его же лентой от креста "Pour le Merit".

Всего за 4 года участия в боях Рудольф Бертольд прошел путь от лейтенанта – авиа-наблюдателя до майора - командира истребительного полка, сбив в воздушных боях 44 вражеских аэроплана. За боевые заслуги Рудлольф Бертольд был награжден: баварским орденом Военных заслуг 4-й степени, Рыцарским крестом саксонского военного ордена Св. Генриха, Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами и орденом «Pour le Mérite».
04 Пфальц E-IV Бертольда (656x278, 34Kb)
Пфальц E-IV Рудольфа Бертольда. 1916 г.

05 Albatros бертольда (700x302, 38Kb)
«Альбатрос» D.III Рудольфа Бертольда. Апрель 1917 г.

06 KO JG2 Hptm.Rudolf Berthold (44 побед). Май 1918 (700x297, 72Kb)
Пфальц D.III Рудольфа Бертольда. Май 1918 г.

07 фолкер-7 обл рудольфа бертольда (700x352, 26Kb)
Фоккер D.VII Рудольфа Бертольда. Август 1918 г.

08 Бертольда Рудольфа Фоккер Д-7  (700x417, 68Kb)
Фоккер D.VII Рудольфа Бертольда в бою.


Комментарии
19.08.2011 в 12:54

<Еще до выздоровления гауптман Бертольд получил приказ о своем назначении на должность командира истребительного полка - Ягдгешвадер-2 (JG-2). Несмотря на то, что его рука после ранения осталась частично парализованной, Рудольф уже в марте 1918 г вновь приступил к полетам и на новом истребителе Сименс-Шукерт D.III он уже 28 мая 1918 г одержал очередную воздушную победу. В июне Бертольд вместе со всем своим полком пересел на более удачный самолет Фоккер D.VII и продолжил увеличение своего победного списка. В подражание талантливому командиру, продолжавшему красить свои машины в красно-синие цвета бранденбургской пехоты, все эскадрильи JG-2 так же перекрасили состоявшие на их вооружении аэропланы в красный и синий цвет, сделав эти цвета полковыми цветами JG-2. Кроме того, каждая машина несла личную эмблему своего хозяина - например, на "Фоккере" Бертольда был нарисован крылатый меч.>
Сименс-Шукерт Д.III был прислан в гешвадер еще во времена командования им Фон Тучека и так и не вышел из стадии опытного аппарата. Хотя самые опытные пилоты эскадры и пытались летать на этом типе в патрульные полеты, обычно они заканчивались вынужденным возвращением из-за не стабильной работы мотора. Остряками была даже сложена шуточная песенка о "детских болезнях" этой машины на основе "десяти негритят". В общем никаких побед на нем заявлено не было. Бертольд привел с собой свою банду "альте камераден" из 18 ясты, практически заменив ими весь наличный состав 15 отряда. Причем, "рокировка" включала в себя не только замену самих пилотов но и их машин. Прежний состав 15-й ясты убыл в 18-ю, сдав свои драйдеккеры прочим отрядам эскадры, а Бертольд и компашка приташили с собой свои красно-синие Албатросы и Рфальцы из 18-той. Переучивать своих орлов на строгие в пилотаже трипланы Фоккера Бертольд отказался в предкушении скорого прибытия новых "семерок". Прочим отрядам эскадры было велено накрасить синюю "полковую ливрею" на фюзеляжи машин. 12 яста сохранила свои белые носы (раньше это было отличие всего 2-го гешвадера), 13-я получила зеленые, а 19-я желтые.
19.08.2011 в 16:06

"Хочу, чтобы все..."
Спасибо за дополнение
26.08.2011 в 02:37

-
Прекрасная статья! Первое фото замечательное : )

... только... что ж они так все гибнут-то... почти что все статьи про летчиков Первой мировой кончаются там же, очень близко от Первой мировой. И смерти все разные, часто "нелетчицкие" - а все равно...
27.08.2011 в 09:19

"Хочу, чтобы все..."
snarka
что ж они так все гибнут-то... почти что все статьи про летчиков Первой мировой кончаются там же, очень близко от Первой мировой. И смерти все разные, часто "нелетчицкие" - а все равно...

Это - нормально для того времени! Допотопная техника, зачастую без всяких причин разваливавшаяся в воздухе, не отработанная еще школа пилотажа, неопытность пилотов (в бой посылались после 4-6 часов самостоятельного налета - они часто еще нормально посадить машину-то не умели), отсутствие парашютов и бронезащиты пилота - все это делало жизнь летчика 1-й мировой очень короткой. По статистике, молодой летчик, прибывший на Западный фронт в 1916-1918 гг., жил всего 1,5 - 2 недели! Дольше жили только самые выдающиеся пилоты - "летчики от Бога", у которых в крови "сидела птица". Да и те в большинстве своем погибали к концу войны. Еще цифра из статистики 1-й мировой: процент гибели летчиков в течение года - 100%!
А после войны... Так ведь в 1918-1920 гг. вся Европа полыхала революциями, а в них кровь льется, как вода... Учитывая, что большинство летчиков были молодыми ребятами, активными и уверенными в себе (еще бы, ведь герои!), они очень активно участвовали в событиях, расплачиваясь за свой максимализм жизнями. Кто же в этих двух мясорубках (1-я мировая и революция) выжил, в 20-30 гг пытались прокормиться, не имея профессии (на войну-то уходили зачастую из-за школьной парты). Что им оставалось? Только использовать свои таланты пилота. Вот и колесили они по всему миру с "летными фокусами" вроде пролета под мостом или подхватывания крылом платка с земли (такой фокус демонстрировал Удет), и часто бились при этом насмерть. В общем - жизнь штука тяжелая и опасная, а часто еще и очень короткая...
27.08.2011 в 16:34

-
По статистике, молодой летчик, прибывший на Западный фронт в 1916-1918 гг., жил всего 1,5 - 2 недели! Дольше жили только самые выдающиеся пилоты - "летчики от Бога", у которых в крови "сидела птица". Да и те в большинстве своем погибали к концу войны. Еще цифра из статистики 1-й мировой: процент гибели летчиков в течение года - 100%!

Какой кошмар. И после этого люди считают "камикадзе" каким-то особенным феноменом... Мы еще недавно обсуждали, что мол это такая восточная психология, спокойное отношение к самоубийству. А выходит, в западном мире - было ровно то же самое, только не было специального названия. Было название "летчик", а по сути оно означало "камикадзе".

Я этого не сознавала!

подхватывания крылом платка с земли

Нифига себе!!!

ЗЫ: Можно я этот ваш коммент у себя повешу? Для меня это, на самом деле, откровение. Хотя видя регулярно ваши статьи могла бы уже и понять...
28.08.2011 в 08:36

"Хочу, чтобы все..."
Да пожалуйста, вешайте коммент. Можно не спрашивая (хотя, когда спрашиваете, приятно осознавать, что не зря работал, кому-то пригодилось). А "фокус Удета" я лично видел в каком-то хроникальном фильме - сам офигел от невероятности того, что этот воздушный хулиган выделывал! С тех пор его и уважаю, и это уважение уже не могут отбить ни пьянство и наркомания Удета, ни его ошибки в техническом оснащении Люфтваффе. Может он, как и большинство в верхушке 3-го Рейха, был недоучкой, зато летчик - "от Бога"! Такие не каждый день рождаются...
28.08.2011 в 08:41

"Хочу, чтобы все..."
snarka
Было название "летчик", а по сути оно означало "камикадзе".

Так за то летчиков тогда и боготворили, потому то женщины им на шеи гроздьями и вешались - люди начала века видели в пилотах настоящих богов, презирающих смерть, "бегущих по лезвию бритвы"...
28.08.2011 в 08:56

-
Flaer здорово.