"Хочу, чтобы все..."
11007308 (700x293, 62Kb)
1861 год – битвы дилетантов

Начавшаяся весной 1861 г гражданская война столкнула между собой две романтически настроенные, но абсолютно неподготовленные к боям армии, которые только после первого серьезного сражения поняли жестокие реалии войны. Основной целью северян в войне было провозглашено сохранение Союза и целостности страны, южан — признание независимости и суверенитета Конфедерации. Стратегические замыслы сторон были сходны: наступление на столицу противника и расчленение его территории.
Боевые действия начались 12 апреля 1861 года сражением за форт Самтер, контролировавший вход в бухту Чарлстон, который был обстрелян по приказу мятежного генерала Борегара, который так решил отметить свое головокружительное повышение в звании (накануне он был произведен в генералы из майоров!). Почти 34-часовая обоюдная канонада истощила боезапас форта, и заставила его гарнизон сдаться, хотя при обстреле не погиб ни один человек (первая жертва в этой войне – рядовой Дэниел Хоу – погиб уже после сдачи, когда при салюте флагу разорвало ствол орудия, у которого он стоял).

мятежники по форту самнер (602x406, 145Kb)
Мятежники обстреливают форт Самнер

В ответ на захват южанами форта Самнер Линкольн объявил южные штаты в состоянии мятежа, провозгласил морскую блокаду их побережья и призвал в армию добровольцев (а позднее ввёл воинскую повинность). Поначалу преимущество было на стороне Юга; но преимущество не численное, а профессиональное. Ещё до инаугурации Линкольна сюда было завезено много оружия и боеприпасов, организованы захваты федеральных арсеналов и складов. Здесь располагались наиболее боеспособные части, которые пополнялись сотнями кадровых офицеров, покинувших федеральную армию и устремившихся на Юг. На службе Северных штатов осталось очень мало профессиональных офицеров, так как большинство американского офицерского корпуса формировалось именно из уроженцев юга, и мало кто из них остался верен присяге, данной Соединенным Штатам (хотя и среди них редкими были люди, имевшие боевой опыт). Между тем в федеральную армию устремились потоки добровольцев, не имевших никакого представления о том, что такое военная подготовка и вообще, что такое война! Этих людей вели разные причины: кто-то мечтал о славе, кто-то – о приключениях и подвигах, кто-то хотел поживиться за счет будущих трофеев, а кто-то – просто найти хоть какую-то работу… Ведь значительную часть добровольцев составляли иммигранты, переехавшие в Америку из других стран и не успевшие или не сумевшие устроиться в новой жизни. Этих людей нужно было спешно обучить военному делу, а многих иммигрантов – вообще научить обращаться с оружием. Командного же состава федералам катастрофически не хватало, поэтому в армии США начался бурный карьерный рост: вчерашние лейтенанты и капитаны становились полковниками и генералами, сержанты – капитанами и майорами, рядовые – сержантами и даже лейтенантами.
Первое же сражение стало показательным примером состояния умов воюющих сторон. И южане, и северяне были убеждены, что война продлится недолго, что она закончится после первого же удара по столице противника (недаром добровольцы на службу в федеральную армию принимались всего на 3 месяца – за это время северяне рассчитывали покончить с мятежом, а зачем потом тратиться на прокорм огромной армии?). А так как расстояние между Вашингтоном и столицей южан Ричмонд составляло всего 100 миль, президент Линкольн приказать немедленно наступать на врага, несмотря на почти полную неподготовленность армии.
мак доуэлл и борегар (467x259, 95Kb)
командующие армиями при Булл-Ране (Манассасе)
генерал северян Мак Доуэлл, генерал южан Борегар

16 июля самая мощная армия во всей предыдущей истории США (35000 человек) двинулась из Вашингтона на Ричмонд; ее вел генерал Мак Доуэлл, всего месяц назад носивший скромные погоны майора – человек с генеральским апломбом и знаниями офицера среднего звена. Причем он всегда был штабным офицером и никогда не командовал даже ротой солдат! Армию Мак Доуэлла сопровождал огромный обоз из бричек и кэбов – это толпы столичных зевак со своими дамами ехали посмотреть на битву, словно предстояло не сражение, а воскресный пикник! Навстречу же цыганскому «кагалу», носившему грозное наименование федеральной армии, спешно двигалась армия южан (23000 человек), наступавшая на Вашингтон. Ею командовал уже знакомый нам «герой форта Самнер» генерал Борегар – тоже бывший майор армии США, ставший генералом после того, как вступил в армию Юга. Противники сошлись 21 июля в Виргинии у железнодорожной станции Манассас, близ которой протекал ручей Булл-Ран. Поэтому первое крупное сражение гражданской войны в США именуют битвой при Манассасе или Булл-Ране (традиционно южане называли свои битвы по населенным пунктам, у которых дрались, а северяне – по рекам или ручьям, у которых бились с врагом).
p-troiani004 (700x492, 142Kb)
4-й Алабамский полк южан в битве при Булл-Ран.
Художник Дон Трояни

Уверенные в своем превосходстве и близкой победе войска северян смело перешли ручей Булл-Ран и атаковали южан с фланга; их внезапная атака принудила часть мятежников к беспорядочному отступлению. Обрадованный Мак Доуэлл решил, что он уже победил и тут же телеграфировал о разгроме противника главнокомандующему северян генералу Уинфреду Скотту. Генерал Скотт, герой мексиканской войны, был уже усталым 75-летним стариком, которому давно пора было выйти на пенсию. Получив телеграмму о победе, он успокоился и не стал предпринимать действий по поддержке армии Мак Доуэлла.
А тем временем армия федералов была остановлена: виргинская бригада генерала Томаса Джексона встала как вкопанная, на господствующей высотке под убийственным ливнем пуль и ядер, и стояла, словно каменная стена, вокруг своего генерала, возвышавшегося над строем на коне. Это многочасовое героическое сопротивление, прославившее Томаса Джексона (к нему навсегда приклеилось прозвище «Stonewall» – «Каменная стена») позволило Борегару остановить и перестроить свои отступающие войска, а потом бросить их в контратаку. К этому моменту наступательный порыв северян выдохся, а когда к месту сражения подоспела свежая бригада южан, с ходу вступившая в бой, у федералов началась паника и повальное бегство! Причем солдаты северян бежали вперемежку с паникующими зрителями, приехавшими посмотреть на сражение - пикник у них так и не удался!
джексон каменная стена (279x293, 23Kb)
герой битвы при Булл-Ран генерал южан Томас Джексон «Каменная стена»

В этом первом сражении федеральные войска потеряли более 2700 человек, а победители – почти 2000. однако давно известно, что потери победителей и побежденных разнятся мало, главная разница – в состоянии их духа. И в этой области победа, бесспорно, осталась за южанами: федеральная армия фактически рассыпалась, и путь на Вашингтон оказался свободен!
Тем не менее, мятежники не воспользовались своей победой: они, как и северяне, были шокированы страшным кровопролитием, весьма далеким от романтических грез о красивой войне. Борегар, уверенный, что преподнес федералам хороший урок и что северяне уже не смогут выпутаться из этой ситуации, вернулся на юг «зализывать раны». Майор остался майором и с генеральскими погонами на плечах: ему не хватило опыта, чтобы понять – он стоит на пороге полной победы; продолжение марша на Вашингтон поставило бы точку в противостоянии Севера и Юга в самом начале войны!
Линкольн тоже был в шоке от случившегося, при этом он отлично понимал, что судьба Союза висит на волоске. Он немедленно организовал оборону Вашингтона, собрав все еще находившиеся вокруг города части (в основном это были подразделения, уже отслужившие трехмесячный контракт), пообещав каждому, кто останется на службе, высшую боевую награду США. А когда опасность миновала (Борегар ушел на юг), Линкольн ввел воинскую повинность – война явно обещала быть долгой, а после катастрофы при Булл-Ране приток добровольцев в армию резко сократился.
Между тем война продолжалась. То и дело то в одном, то в другом месте происходили боевые стычки, как правило, заканчивавшиеся победой южан-конфедератов – обычно по вине неопытности и самоуверенности плохо подготовленных северных командиров, вчерашних солдат и сержантов. Так 10 августа на Вильсонс-Крик, рядом со Спрингфилдом, 6000 северян атаковали 10-тысячную армию конфедератов. Естественно, что федеративные войска были буквально раздавлены численно превосходящим противником; эта битва получила среди исследователей наименование «Западный Булл-Ран». Новое поражение северяне понесли 21 октября, когда личный друг Линкольна, полковник Эдвард Бейкер попытался осуществить «небольшую демонстрацию» неподалеку от Вашингтона, но попал в засаду и погиб вместе со всеми своими солдатами.
Престарелый главнокомандующий генерал Уинфред Скотт в ноябре был отстранен от командования – во многом благодаря интригам генерала Мак Клеллана, который и занял освободившуюся должность. Джордж Мак Клеллан, блестящий выпускник Вест-Пойнта, изобретатель седла, которое получило его имя, считал себя новым Наполеоном, и в стремлении сделать карьеру готов был идти по головам. Сразу после Булл-Рана он оттеснил опозорившегося генерала Мак Доуэлла с его должности командующего армией, а в ноябре 1861 г пробился и в главнокомандующие.
скотт и мак клеллан (402x359, 81Kb)
главнокомандующий армией северян генерал Скотт и сменивший его генерал Мак Клеллан

В результате решительных действий руководства Союза к осени 1961 г США получили невиданную для того в Америке армию численностью в 500 000 человек. Казалось бы, можно наступать на мятежников… Но не тут-то было. Новый главнокомандующий генерал Мак Клеллан не решался идти в бой! Талантливый инженер и старательный организатор (фактический создатель Потомакской армии), в главном, что требуется от военного – умении воевать, Мак Клеллан оказался беспомощен. Он оказался бездарным военачальником, избегающим активных действий! Мак Клеллан постоянно завышал численность противостоящих ему войск противника (порой в 2—3 раза), чего-то выжидал, отступал при первой же серьезной опасности. В то же время амбиция и растущая популярность генерала (на первом этапе войны и армия и население Севера буквально боготворили Мак Клеллана) вели к тому, что он все демонстративнее игнорировал требования Линкольна и других вышестоящих лиц действовать решительнее и энергичнее. Нередко Мак Клеллан шел на прямой обман начальства, лишь бы оно «отвязалось» и не мешало ему отсиживаться в тылу. Не удивительно, что при таком командующем огромная армия федералов или бегала от малочисленной, но активной армии конфедератов, или несла поражения в схватках.
Лишь 7 ноября никому не известный генерал северян Улисс Грант наконец-то несколько восстановил престиж Севера, проведя удачную десантную операцию на Миссисипи, и избежав при этом неминуемого разгрома...
Гораздо успешнее в то время действовал флот северян. Силами своих кораблей и морской пехоты федеральные моряки взяли важные морские базы на мысе Гаттерас (29 августа) и Порт-Рояль (7 ноября), что позволило начать морскую блокаду южных штатов.
p-troiani006 (700x535, 174Kb)
кавалерийская бригада южан опрокидывает пехоту северян в битве при Булл-Ран.
Художник Дон Трояни

Union_vs_Confederation (1) (700x542, 365Kb)