"Хочу, чтобы все..."
Палубный истребитель США F6F Hellcat в войне на Тихом океане

3. Асы «Ведьм»

3. Асы «Ведьм»
Характерной особенностью боевых биографий асов «Хеллкэтов», как и пилотов остальных палубных истребителей Тихого океана, был относительно небольшой победный счет, наращивавшийся крайне неравномерно, и к тому же скачкообразно. Это было связано со спецификой ведения войны на море: сражения велись не постоянно, а при проведении операций стратегического значения, в которых сходились флоты противников. Поэтому многие летчики не протяжении нескольких месяцев фактически находились в тылу – в базах, где авианосцы восполняли свою боеспособность и готовились к новому походу. Затем- выход в море, дальний переход к берегам противника, и только там – участие в воздушных схватках. Причем намного чаще, чем в воздушных боях, пилоты «Хеллкэтов» участвовали в штурмовках кораблей, аэродромов и баз врага. Встречи с самолетами противника над морем были относительно редки, зато если столкновение происходило, то обычно в нем участвовало огромное количество крылатых машин. Именно поэтому у значительного числа палубных асов после длительного безрезультатного периода затем в течение одного-двух-трех дней на счету появлялось сразу несколько побед. А некоторые палубные асы вообще являются асами «одного боя» - встретившись с врагом всего 1-2 раза в жизни, они успевали при этом уничтожить 5-6, а то и больше японских самолетов. К тому же в американской авиации существовало правило «боевых циклов», при котором летчику положено было участвовать в боях определенное количество походов или боев, после которого пилота убирали с фронта во избежание гибели. Поэтому список палубных асов США очень велик, хотя большинство его составляют летчики со счетом в 6-7 побед. Чтобы не потеряться в этом большом списке, здесь я привожу информацию только о пяти самых результативных «Хеллкэт»-асах.
Дэвид Мак Кемпбелл
34 победы
34 победы

Самое любопытное, что США могли бы никогда не получить своего лучшего аса ВМС: Дэвида дважды не приняли в летное училище – медкомиссия браковала его из-за зрения! Однако неугомонный Мак Кемпбелл нашел выход из ситуации: он прошел гражданскую медкомиссию, и та признает Дэвида годным к летной службе без ограничений. Военным врачам пришлось уступить авторитету светил медицины, и Мак Кемпбелл стал наконец-то учащимся авиашколы морской авиации, а в 1938 г Дэвид получил диплом пилота-истребителя и начал службу на авианосцах США.
В начале войны против Японии Дэвид Мак Кемпбелл занимал должность палубного сигнального офицера-финишера на авианосце CV-7 «Уосп». Его авианосец сражался в 1942 г с японцами, но Дэвид тогда в боевых вылетах участия не принимал, занимаясь обеспечением полетов истребителей и бомбардировщиков. Только с весны 1944 г дослужившийся до должности командира 15-го авиакрыла коммандер (капитан 3-го ранга) Мак Кемпбелл на авианосце CV-9 «Эссекс» принял активное участие в рейдах на остров Маркус, в «охоте на индеек» у Марианских островов, в воздушных битвах над заливом Лейте. Основными задачами 15-го крыла в это время были атаки наземных целей на островах и штурмовка японских кораблей; воздушные бои с самолетами противника являлись делом второстепенным, и истребители Мак Кемпбелла вступали в схватки с ними только защищая свои бомбардировщики или прикрывая от японских атак американские корабли. Тем не менее, за короткий срок участия в войне 27 пилотов-истребителей 15-го авиакрыла стали асами: на их счету было 315 уничтоженных в воздухе японских самолетов. При этом за все 8 месяцев боев крыло не потеряло в воздушных схватках ни одного самолета (правда, несколько машин погибли при штурмовках от зенитного огня), что объясняется высоким уровнем подготовки американских летчиков и умелым руководством Мак Кемпбелла. О командирском таланте Дэвида лучше всего говорят неординарные успехи его "неуязвимой" группы и то, что несколько раз ему поручалось руководство самолетами всех участвовавших в сражении авианосцев!
Сам Дэвид Мак Кемпбелл наравне со своими подчиненными активно участвовал в боевых вылетах, налетав в боевой обстановке за 8 месяцев 220 часов. Он совершил 72 боевых вылета, в 61 из которых лично вступал в бой с противником. Первую воздушную победу Мак Кемпбелл одержал 11 июня, сбив атаковавший американские бомбардировщики истребитель «Зеро»; через день Дэвид отправил на дно океана пытавшийся прорваться к авианосцам бомбардировщик «Бэтти». 19 июня стал триумфальным днем для Мак Кемпбелла: в жесточайших схватках с палубной авиацией Японии Дэвид сумел уничтожить 7 японских самолетов! Всего же к концу июньского похода коммандер записал на свой счет 10,5 воздушных побед.

Новый, сентябрьский поход показал, что успехи Мак Кемпбелла были не случайными, а закономерными: к концу похода общий победный счет коммандера Мак Кемпбелла составлял уже 19 уничтоженных машин. Это был серьезный успех, но главные для Дэвида события разыгрались в октябре 1944 г: в ожесточенных сражениях над заливом Лейте Мак Кемпбелл сбил 11 японских самолетов, 9 из которых ему удалось уничтожить в одном бою!
Этот бой я уже описал выше. Остается добавить что, завершив свой победный бой, Мак Кемпбелл едва не погиб при возвращении, когда при посадке на авианосец у него остановился двигатель - кончилось горючее!
Отличился Мак Кемпбелл и на следующий день: выполняя роль целевого координатора, он возглавил все самолеты американского авианосного соединения и руководил обнаружением и потоплением японских авианосцев "Зуйкаку" и "Зуйхо", а так же авиатранспортов "Читозе" и "Чиода".
В ноябре 1944 г, сбив еще 4 японских самолета и выйдя на первое место среди асов Военно-морского сил США, коммандер Мак Кемпбелл вместе со своим 15-м авиакрылом покинул Тихоокеанский театр военных действий, вернувшись в Соединенные Штаты. Здесь он был встречен, как герой: Дэвид был повышен в звании до кэптена (капитана 2-го ранга), сам президент США Рузвельт вручил Дэвиду высшую военную награду Америки - Почетную Медаль Конгресса.

За свою короткую 8-месячную боевую карьеру Дэвид Мак Кемпбелл в 72 боевых вылетах и 61 бою уничтожил лично 33 и в группе - 2 самолета (у американцев групповые победы делились по количеству стрелявших: 2 победы по 0,5 = 1 победа); на земле он уничтожил 21 японский самолет (еще 11 не подтверждены). Мак Кемпбелл - держатель рекорда среди союзников по количеству уничтоженных в одном бою машин (9 истребителей!); кроме того, он ни разу не был сбит и не покидал самолета на парашюте, чего не скажешь о многих других крупных асах...
Сесил Харрис
24 победы
24 победы

Сесил Харрис до войны был школьным учителем. После трагедии Пёрл-Харбота он вступил в ВМС США и был направлен в авиационное училище, по окончании которого стал пилотом палубной истребительной авиации.
На борту авианосца «Suwanee» Сесил принял участие в высадке десанта в Северной Африке. В начале 1943 года его авианосец был отправлен в Тихий океан для поддержки операций в районе Соломоновых островов. В это время его истребительная авиагруппа летала на «Уалдкэтах»; на этом самолете Харрис и открыл свой боевой счет.
В 1944 г Сесил Харрис был переведен в авиагруппу VF-18, базировавшуюся на авианосец «Интрепид»; здесь он пересел на F6F «Хеллкэт», на котором 13 сентября 1944 года Харрис сбил 2 «Зеро».
Особо Харрис отличился 12 октября 1944 г при атаке аэродромов на Формозе при подготовке операции против Филиппин. Расчищая путь своим бомбардировщикам, Сесил в одном бою уничтожил 2 японских бомбардировщика и 2 истребителя. 14 октября Харрис уничтожил еще 3 «Джуди»; за высокую результативность ас был награжден Морским крестом (Navy Cross). Однако в ноябре 1944 г Сесил получил тяжелое ранение, когда «Интрепид» подвергся атаке камикадзе, и больше в боях не участвовал.

В общей сложности Сесил Харрис одержал 24 победы над японцами (22 – на F6F), став вторым по результативности асом палубной авиации США. После войны он возобновил свою педагогическую деятельность в Южной Дакоте.
Евгений Валенсия
23 победы

23 победы

Начало войны встретил в должности инструктора летной школы. Только в феврале 1943 года Валенсия был определен на авианосец «Эссекс». Свои первые три победы он одержал над Рабаулом и одну - над Таравой в ноябре 1943 года. Над Труком 16 февраля 1944 года Валенсия выдержал тяжелую схватку с несколькими «Зеро», был ранен в ногу, но смог благополучно посадить поврежденный истребитель, заявив о трех сбитых японцах в этом бою. После Трука его отправили в Вашингтон на курсы, однако рвавшийся бой Евгений решил вернуться на фронт, для чего организовал свою собственную авиагруппу из изнывающих от безделья в тылу летчиков. Эта группа, получившая название «Летающий цирк Валенсии», была перебазирована на Гаваи; летала она на «Хэллкетах», налетывая по 100 часов в месяц.
Группа на протяжении войны действовала в разных подразделениях, на разных авианосцах: в 1943 – 44 гг - на авианосце «Эссекс» (CV-16), а в марте 1945 г «Цирк» перебросили на авианосец «Йорктаун» (VF-9). 15 февраля 1945 г с борта «Эссекса» группа Валенсии участвовала в сопровождении бомбардировщиков в первом дневном налете на Токио. А на авианосце «Йорктаун» бойцам Валенсии пришлось поучастовать в битве за Окинаву (март – июнь 1945 г).

За время участия в войне личный счет Валенсии достиг 23 побед и он вошел в число лучших летчиков морской авиации США времен 21-й мировой войны.
ВРЕСЬЮ Алекс
19 побед

19 побед

Пилот истребительной группы VF-6 авианосца «Интрепид» активно участвовал в боях на Тихом океане в 1943 – 1944 гг. Там Алекс стал одним из лучших асов палубной авиации США. После торпедирования авианосца «Интрепид» 17.02.44 г у атолла Трук он не вернулся со своей частью в США, а перевелся в VF-16 на авианосец «Лексингтон». Особо Вресью отличился 19.06.44 г, когда он сбил в одном бою за 8 минут 6 японских бомбардировщиков «Джуди», истратив на них всего 360 патронов. Причем эти победы Алекс одержал на неисправном самолете: в разгар схватки на его «Хеллкете» резко упала мощность двигателя из-за поломки одной из систем, а лобовое стекло залило маслом.

Всего же за время боевой карьеры Алекс Вресью одержал 19 побед, выйдя на пятое место в списке лучших асов ВМС США. Все свои победы Алекс одержал на истребителе F6F «Хеллкет», который он считал лучшим палубным самолетом 2-й мировой войны.

Алекс Вресью патрулирует небо на эскадрой
Патрик Флеминг
19 побед

19 побед

Патрик Флеминг стал летчиком в 1943 году; при выпуске из училища его не направили во флот, а оставили в школе инструктором. Лишь в марте 1944 г Патрик попал в авиагруппу VF-80 на авианосец «Тикондерога», оснащенный истребителями «Хеллкэт».
Патрик недолго участвовал в боях – с ноября 1944 по февраль 1945 г; за это время он провел всего 6 воздушных схваток, однако в них ему удалось уничтожить 19 японских самолетов. Первой жертвой Флеминга стал «Зеро», сбитый над Манилой. Следующей операцией, проведенной «Тикондерогой» в середине декабря 1944 года, стала воздушная поддержка высадки десанта в Миндоро на Филиппинах. На рассвете 14 декабря эскадрильи «Тикондероги» поднялись в воздух, но были перехвачены 27-ю истребителями «Зеро». «Хеллкэты» приняли с ними бой и уничтожили 19 «Зеро», 4 из которых пришлись на долю Флеминга. 3 января 1945 года у Формозы в плохую погоду Флеминг ухитрился обнаружить и сбить три японских бомбардировщика.

21 января у Формозы «Тикондерога» подверглась атаке камикадзе, два из которых протаранили авианосец. Взрывами убило 143 американца, при этом едва не погиб и Флеминг: обломками ему разбило голову, а взрывной волной выбросило за борт. Ан счастье летчика, его спас проходивший мимо эсминец. Из-за больших повреждений «Тикондерога» ушла на ремонт, передав свою авиагруппу авианосцу «Хэнкок». Взлетев 16 февраля с палубы этого авианосца для штурмовки аэродрома в Мобара, Патрик столкнулся над целью с группой японских истребителей и принял неравный бой, сбив 5 истребителей «Зеро». На следующий день, 17 февраля, Флеминг одержал еще четыре победы над японцами, которые закрыли его счет: 19 воздушных побед. В марте 1945 года его авиагруппа вернулась в США.

Компьютерная графика: «Хеллкэт в бою»