"Хочу, чтобы все..."
 (699x437, 57Kb)

часть 9: Перелом в войне

В 1941 г понесенные потери заставили союзников всерьез взяться за противолодочную оборону. Для обнаружения немецких субмарин союзники начали использовать радары, а вступление в войну Соединенных Штатов значительно укрепили позиции союзников на море. Тем не менее немецкие подводники продолжали успешно действовать и потопили в Средиземноморье авианосец "Арк Ройял" ("Ark Royal") и линкор "Бархем" ("Barham").
В декабре 1941 года в войну на стороне союзников вступили Соединенные Штаты Америки. В ответ Германия немедленно направила к побережью США свой подводный флот. Первое время американцы проявляли полную беззаботность: гавани и корабли несли все огни, радиомолчание не соблюдалось. В результате немецкие U-боты не имели недостатка в целях. В течение первых трех месяцев 1942 года американцы потеряли 120 кораблей и судов. В марте 1942 года впервые в действие вступили U-танке-ры. Благодаря новому способу снабжения, дальность плавания U-ботов стала практически неограниченной. К концу апреля немцы довели свой боевой счет против американцев почти до 200 побед (1150000 тонн). Но уже в марте 1942 года американцы перешли к конвойной системе и значительно усилили меры безопасности. Результативность U-ботов резко сократилась.

Тогда Дёниц сменил тактику и провел массированную атаку американских танкерных путей, пролегающих в Карибском море. Потери союзников оказались ошеломляющими, но вскоре и здесь применили конвойную систему. Снова немцам пришлось пересмотреть свою тактику и Дёниц решил перенести основную тяжесть боевых действий в Южную Атлантику. Именно там и произошел один из самых трагических инцидентов войны на море: случай с потоплением союзнического транспорта "Лакония", перевозившего тысячи английских солдат и итальянских военнопленных. Лодка U-156 капитан-лейтенанта Вернера Хартенштайна всплыла для спасения тонущих, после чего подверглась целому ряду атак американских бомбардировщиков. После этого Дениц приказал своим капитанам ни при каких условиях никогда не подниматься на поверхность и не проводить спасательных работ. (435x417, 38Kb)
В течение 1942 года было спущено на воду 238 U-ботов, 88 субмарин было потеряно - общая численность подводного флота Германии достигла 397 лодок. Немецкие подводники потопили более 1000 кораблей и судов противника общим водоизмещением почти шесть миллионов тонн. Эти достижения стали абсолютным рекордом, поскольку союзники стали все шире и шире применять противолодочные меры и потери среди U-ботов возросли. "Счастливое времечко" навсегда ушло в прошлое.
В начале 1943 года союзники предприняли массированные бомбовые налеты на базы и верфи немецких подводных лодок. Но на море немецкие "волчьи стаи" продолжали атаковать союзнические конвои. Однако фортуна уже отвернулась от немецких подводников. К этому времени союзническим противолодочным кораблям удалось захватить U-110 (капитана Фрица Юлиуса Лемпа), в руки англичан попала последняя модель шифровальной машинки "Энигма" и новейшие коды. Теперь англичане смогли свободно расшифровывать все переговоры между Дёницем и капитанами субмарин. В результате союзники не хуже самого адмирала знали текущие координаты U-ботов и пункты их назначения. Не стоит говорить, что потери немецких подводников "взлетели до небес".
Периодически немцы меняли коды, поэтому на короткое время, пока английские шифровальщики не раскалывали новый код, немецким подводникам удавалось действовать по-старому. Однако к 1943 году союзнические криптографы научились раскалывать новые коды всего за две недели. Это, а также новое противолодочное оружие (многоствольный миномет "Хеджхог", акустические торпеды, сбрасываемые с самолетов, устройства обнаружения, реагирующие на магнитное поле), но прежде всего подавляющее численное преимущество союзников в кораблях и самолетах обозначило начало конца немецкого подводного флота. В мае 1943 года из 30 U-ботов, отправившихся на перехват союзнических конвоев в Атлантике, почти 10 было потоплено прежде чем они успели выпустить хотя бы одну торпеду.
 (590x374, 40Kb)С большой неохотой Дёниц запретил своим U-ботам действовать в Северной Атлантике. В течение 1943 года Кригсмарине пополнилось 290 подводными лодками, в то же время немцы не досчитались 245 U-ботов. Был потоплен 451 корабль противника общим водоизмещением 2 395 500 тонн, то есть в два раза меньше, чем в прошлом году.
В 1944 году активность немецких U-ботов резко упала, хотя в Средиземном море немецкие подводники вели активную борьбу с союзническим флотом, поддерживающим десант у Анцио.
В это время в распоряжении немецких подводников появилось шноркельное оборудование, позволявшее перезаряжать батареи, оставаясь при этом под водой («шноркель» - труба наподобие перископа, выдвигавшаяся при подводном ходе на поверхность воды для засасывания воздуха, что позволяло не только долго находиться под водой, но и идти там под дизелями на полной скорости). Это резко повысило шансы U-ботов на выживание, но как обычно "было слишком поздно и слишком мало".
В апреле 1944 года состоялся спуск на воду первой лодки тип XXI. Этот новый U-бот был гораздо крупнее, чем тип VII и тип IX; он мог все плавание находиться под водой и имел огромную скорость подводного хода, позволявшую ему нагонять вражеские корабли без всплытия на поверхность. В конструкции новых субмарин появились такие "излишества", как холодильник для хранения пищи и автоматическое заряжающее устройство для торпедных аппаратов. Но столь сложные подводные корабли предъявляли повышенные требования к уровню подготовки экипажей, поэтому впервые их использовали в бою, когда уже ничего изменить было нельзя.
Высадка союзников в Нормандии, начавшаяся в июне 1944 года, заставила немецкое командование эвакуировать базы подводных лодок из Франции в Норвегию, что было закончено к августу. В сентябре началась эвакуация подводных лодок из Средиземноморья, а субмарины, базировавшиеся на Черном море, пришлось затопить. Впервые потери немецких подводников превысили пополнение: в 1944 году было спущено всего 230 U-ботов, в то время как потеряно - 264. Немцам удалось потопить всего 131 корабль противника общим водоизмещением 701 900 тонн.
В последние месяцы войны, как и в ее начале, активность немецкого подводного флота ограничивалась прибрежными водами Великобритании. До мая 1945 года немцы спустили на воду 93 U-бота, потеряв при этом 399 подлодок. Подводникам удалось потопить всего 71 корабль противника общим водоизмещением 332 600 тонн.

За время войны подводные лодки добились наибольшего успеха среди всех остальных типов кораблей Кригсмарине. На их долю приходится до 68% потерь союзного тоннажа, и 37,5% потерь боевых кораблей союзников. Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца союзников.
К началу войны Кригсмарине располагали 57 подводными лодками. В ходе войны в строй было введено ещё 1113 подлодок (10 из них — трофейные, ещё 4 — новые, построенные на иностранных верфях, 1099 — новые, построенные в Германии). Из 1170 подлодок Кригсмарине в боевых действиях участвовали 863; из них 781 не вернулась в базу. Потеря 781 немецкой подводной лодки и гибель около 32 000 подводников из 39 000, участвовавших в боевых действиях, говорят сами за себя…
 (632x291, 48Kb)