"Хочу, чтобы все..."

Средние лодки Тип VII (знаменитые "Семерки")
«Семерки» - лодки типа VII - имели водоизмещение от 600 до 1000 тонн. Их скорость хода в надводном положении 16—17 узлов, в подводном — 8 узлов. Это были уникальные субмарины, как по количеству — 718 лодок, построенных за девять лет, — так и по некоторым своим характеристикам. «Семерки» оказались высокоманевренными и с хорошей мореходностью. Большинство немецких асов-подводников первых лет войны добились своих успехов и славы за штурвалами лодок типа VII-B, а самой крупносерийной лодкой для своего времени стала «семерка» серии С. На воду было спущено более 600 этих субмарин и еще немалое количество находилось на стапелях в момент окончания войны. Хотя к концу войны этот тип лодок основательно устарел, в момент своего появления VII-C была достаточно мощным и маневренным кораблем, более чем подходящим для операций в Атлантическом океане, и относительно простым в постройке. Она превратилась в типовую модель, сконцентрировавшую в себе все достижения немецких конструкторов. причем с течением времени корабль постоянно совершенствовался, изменяясь под влиянием приобретенного боевого опыта.
Субмарины типа VII стали самыми знаменитыми ПЛ Второй мировой войны и самой массовой серией ПЛ в истории. Руководству Кригсмарине они представлялись практически идеальным типом подводной лодки, сочетая в себе мощное для своих размеров вооружение, превосходные маневренные качества, очень малое время погружения (25–20 с), значительную дальность плавания и относительную дешевизну постройки.
Спроектированы на основе прибрежной ПЛ типа UB-III периода Первой мировой войны, но с использованием теоретического чертежа лодки II серии, размеры которой были увеличены линейным преобразованием.Эти лодки были однокорпусные, с добавлением булей для улучшения надводной плавучести и внутренним расположением топливных цистерн. Толщина прочного корпуса достигала 18,5 мм, что обеспечивало рабочую глубину погружения до 100 м и предельную — до 200 м.
Лодки серии VIIA (10 ед.) отличало размещение кормового ТА в легком корпусе выше ватерлинии. Их подводная маневренность и дальность плавания считались недостаточными.
На серии VIIB (24 ед.) вертикальный руль заменили двойным и увеличили запас топлива, для чего корпус удлинили на 2 м и оборудовали под хранилища соляра часть булевых цистерн. Кормовой ТА устанавливался в прочном корпусе и располагался между рулями, а 20-мм автомат был перенесен с палубы на ограждение мостика. Одним из немногих недостатков проекта считалась слабая система вентиляции, но во время войны большинство ПЛ оборудовали дополнительными вентиляционными трубами, проходившими снаружи рубки.
Самой многочисленной была серия VIIC. Ее особенность — удлиненный на 0,6 м корпус под планируемое оснащение всех ПЛ гидролокаторами. Прирост водоизмещения вызвал незначительное снижение скорости хода, но позволил увеличить запас топлива. В середине 1941 г. появился модифицированный проект VIIC/41, в котором увеличение толщины корпуса до 21,5 мм позволило довести рабочую глубину погружения до 120 м, а предельную — до 250. Всего, включая модификации, был выдан заказ на постройку 1006 лодок; в строй вступили 572 единицы типа VIIC и 87 — типа VIIC/41, еще 5 (U-474, U-902, U-906, U-996, U-1026) были уничтожены после спуска на воду, не успев войти в строй флота.
Дальнейшим развитием проекта должны были стать ПЛ серий VIIC/42 и VIIC/43, но их так и не воплотили в металле. Осталась «на бумаге» и серия VIIE, спроектированная под мощный облегченный дизель «Deutz» с V-образным расположением цилиндров. Кроме того, существовало две специальных модификации VII серии: тип VIID — подводный минный заградитель; тип VIIF — транспортная ПЛ. Они будут рассмотрены ниже.
Вместо торпед «семерки» могли принимать 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ. На последние ПЛ серии VIIC/41 оборудование для минных постановок не устанавливалось. В связи с отставанием производства вооружения, 5 ПЛ (U-72, U-78, U-80, U-554, U-555) вступили в строй всего с двумя носовыми ТА и использовались только в качестве учебных, еще 7 ПЛ (U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431, U-651) не имели кормового ТА.
В конце 1942 г. было принято решение о демонтаже 88-мм орудия со всех лодок VII серии, но часть из них, особенно учебные и действовавшие на второстепенных театрах, сохранили его до конца войны. С лета 1942 г. началось усиление зенитного вооружения. Позади ограждения рубки монтировалась невысокая платформа (так называемый «Wintergarten») с 1x2, затем 1x4 20-мм автоматом; позади мостика ставились 2x1 или 2x2 20-мм автомата. На ПЛ, действовавших на Средиземном море, устанавливались итальянские спаренные 13,2-мм пулеметы. Наиболее необычным проектом стали «зенитные» ПЛ — ловушки для самолетов. Первой в мае 1943 г. таким образом переоборудовали U-441 (кодовое обозначение проекта «U-Flak-1»), получившую 1x1 37-мм и 2x4 20-мм автомата; затем аналогичным образом перевооружили U-256, U-621 и U-953; однако идея себя не оправдала, и вскоре все ПЛ перевели в обычные, а начатые работы на U-211, U-263 и U-271 отменили. К концу войны стандартное артиллерийское вооружение ПЛ VII серии состояло из 1x1 37-мм и 2x2 20-мм автоматов. С начала 1944 г. лодки стали оснащать «шнорхелем» (первой его получила U-264).
Заказ на первые 6 ед. серии VIIA был выдан 1.4.1935; на последние лодки серии VIIC/42–17.4.1943, но из-за запрета руководства Кригсмарине на закладку новых ПЛ типа VII их строительство даже не начиналось. U-428, U-746, U-747, U-429, U-748, U-430, U-749, U-1161, U-750 в июне 1943 г. переданы итальянскому флоту как S-1 — S-9 (также планировалась передача U-1162 как S-10), однако в конце 1943 г. их вновь включили в состав Кригсмарине под прежними номерами.
ПЛ типа VII действовали на всех театрах, где герм, флот вел подводную войну, кроме Черного моря и Индийского океана. U-30 открыла боевой счет герм, подводников, потопив 3.9.1939 брит, лайнер «Athenia», а U-48 стала самой результативной субмариной периода Второй мировой войны — на ее счету 53 судна общим тоннажем 304 981 брт и 1 боевой корабль. В боевых действиях было потеряно 437 ПЛ данного типа.
Тип VIIB


Тип VIIC


Тип VIIC-41


Тип VIIC вариант ПВО




Тип VIIC


Тип VIIC-41


Тип VIIC вариант ПВО

