"Хочу, чтобы все..."
kaberov_06_1944 (313x398, 27Kb)

КАБЕРОВ
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1917 - 1995 гг)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1941 - 1943 гг
ЗВАНИЯ - лейтенант - капитан
НАГРАДЫ - Герой Советского Союза
ЧАСТИ - 3-й ГИАП ВВС КБФ
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 476
СБИЛ ЛИЧНО - 18 (?)
СБИЛ В ГРУППЕ - 11 (?)
СБИЛ ВСЕГО - 29

Герой Советского Союза Игорь Каберов - один из лучших асов 3-го ГИАП ВВС КБФ, уничтоживший за 2 года участия в боях 29 вражеских самолетов. Однако известность ему принесли не только победы, но и "невезучее везение" - Игорь часто попадал в необычные опасные ситуации, грозившие ему смертью, однако всегда ухитрялся остаться в живых...

И.А. Каберов родился в 1917 г под Вологдой. Игорь учился в семилетней школе, потом в ФЗУ, одновременно занимался в аэроклубе, стал инструктором, воспитал 12 курсантов. В 1938 г поступил в школу военных летчиков. В январе 1941 г получил диплом истребителя и был направлен для прохождения службы на Балтику. Начало Великой Отечественной войны Игорь Каберов встретил лейтенантом 5-го ИАП (истребительного авиаполка) ВВС КБФ (Краснознаменного Балтфлота), вооруженного истребителями И-16.
Вскоре молодой лейтенант принял боевое крещение: встретив во время патрульного полета разведчик Ju-88, шедший на 8-км высоте, Игорь погнался за ним. Однако из-за отсутствия кислородной маски Каберов на высоте 6 км потерял сознание и свалился в неуправляемое пике; очнулся он только в 2 км от земли, чудом избежав гибели. Вскоре ему вновь пришлось оказаться в неприятной ситуации: получив задание на сопровождение транспортника Ли-2 с командующим авиацией Балтфлота генералом Самохиным на борту, Игорь пошел в полет на истребителе комэска, который (как оказалось) имел нестандартную переделку рычага сброса подвесных топливных баков. Встретившись с истребителями противника, Каберов попытался сбросить баки, но не обнаружил рычага на положенном ему месте. Пришлось вступать в бой на перетяжеленной машине, которая могла взорваться от одного удачного попадания пули! Самолет получил повреждения, но Каберов сумел на нем долететь до своего аэродрома, где комэск показал ему, куда была переставлена ручка сброса...
Первую воздушную победу Игорь Каберов одержал 4 августа 1941 г благодаря своей внимательности: он вовремя обнаружил, развернулся и сбил Мессершмитт, подкрадывавшийся сзади к его группе. 10 августа у села Большие Пруды лейтенант Каберов таранил вражеский бомбардировщик Ju-88. Свой повреждённый самолёт благополучно посадил в поле. А в конце августа Каберов вместе со своим полком пересел с устаревшего «Ишачка» на современный истребитель ЛаГГ-3 – 5-й ИАП первым на Ленинградском фронте пересел на новые машины.
10 сентября Игорь совершил подвиг: в ожесточенной круговерти воздушной схватки спас командира эскадрильи, прикрыв его своим самолетом от вражеской очереди. При этом ЛаГГ Игоря получил серьезные повреждения, однако Каберов и на подбитой машине продолжал драться до самого окончания боя. Затем, сменив поврежденный истребитель на другой, Игорь вновь поднялся в небо. В тот день он выполнил 7 боевых вылетов, один из которых едва не закончился гибелью. Измотанный боевой работой не меньше летчиков механик плохо застегнул капот мотора, и в момент выхода в атаку на приближавшиеся к аэродрому 5-го ИАП немецкие самолеты капот ЛаГГа Каберова открылся, перекрыв ему весь обзор! Ситуация получилась – хуже некуда: в воздухе только 2 советских истребителя, один из которых «ослеп» и плохо управляется из-за «парусящего» капота, помочь им некому – на аэродроме остались лишь поврежденные машины, а 5 вражеских самолетов уже вышли в атаку…
Игорь почти вслепую спешно повел непослушный истребитель на посадку; его товарищ Мясников прикрывал отход, связывая боем Мессершмиттов... Не видя ничего перед собой, Каберов чудом посадил "козлящий" ЛаГГ на полосу, прокатившись по взлетке под углом к старту и едва не врезавшись в ремонтирующиеся самолеты. При этом во время посадки он подвергается атаке пары прорвавшихся "Мессов", за которыми гнался Мясников, преследуемый - в свою очередь - третьим "худым". Первый "Мессер" позорно промахнулся по машине Игоря, второй не успел выстрелить - задергался и задымил от попаданий Мясникова и поспешно потянул в сторону от аэродрома. Каберов, сидя в кабине, по радио предупредил товарища о немце на хвосте, и Мясников резким разворотом вышел "Мессу" в лоб. Немец не принял лобовой и поспешно ушел вверх…
16 сентября Игорь вновь пережил «приключение». В тот день он вылетел в бой на чужом ЛаГГе, только-только вышедшем из ремонта, на прикрытие подвергшегося налету линкора «Марат». Но на подходе к линкору у плохо отремонтированного истребителя Каберова сорвалась с замка и повисла левая стойка шасси. Игорь получил от командира приказ на посадку, но не бросил товарищей. Нажав на кнопку уборки шасси, он некоторое время удерживал "ногу" в убраном положении; однако в это время эскадрилья вступила в бой, и так как Игорю понадобились обе руки, он отпустил кнопку. "Нога" вновь выпала, тормозя полет и постепенно разворачивая машину боком. Тем не менее, Каберов ввалился в круговерть, начавшуюся над "Маратом", и атаковал Ju-87. Сделав поправку на снос из-за торчащей стойки, Игорь открыл огонь; Юнкерс уронил бомбу мимо цели, вспыхнул и врезался в берег. Выпавшая стойка шасси на ЛаГГе Каберова привлекала повышенное внимание и своих и чужих: немцы усиленно атаковали его самолет, а товарищи старались прикрыть его огнем. Когда очередной "Месс" зашел в хвост Игорю, тот быстро убрал газ и бросил самолет в глубокое скольжение; враг пронесся мимо, но прежде, чем Каберов успел взять его в прицел и нажать на гашетку, немец вспыхнул - это его "достал" лейтенант М.Ефимов. Всего в том бою немцы потеряли из 40 Ju-87 и 20 Bf-109 4 бомбардировщика и 1 истребитель, добившись при этом только 2-х попаданий в "Марат"; советские летчики из 6 машин не потеряли ни одной (был только поврежден один ЛаГГ).
7886dad42831c79a1b66f3a1493ec49b (614x461, 128Kb)
Истребитель ЛаГГ-3 в бою против «Лаптежников» Ju-87

21 сентября немцы вновь предприняли налет на Кронштадт и стоящий там линкор «Марат»; 5-й ИАП смог противопоставить им только 4 истребителя. Советские самолеты попытались атаковать Юнкерсы, но были перехвачены истребителями прикрытия. В результате «Штукам» помешать не удалось - те удачно сбросили свои бомбы, поразив носовую крюйт-камеру «Марата». В то же время выше дерущихся истребителей прошли 60 Ju-88 и сбросили на базу с горизонтального полета большое количество бомб. Бомбы пошли прямо на истребители; увидев их, Игорь торопливо метнулся в сторону. Но тут одна из бомб попала в летевший рядом Мессершмитт! Немца разнесло в атомы, ударной волной ЛаГГ Каберова перевернуло на спину, и он с огромным трудом удержал управление самолетом, чудом не упав на землю...
2 ноября Каберов патрулировал над караваном судов, эвакуирующих гарнизон полуострова Ханко, когда обнаружил странный советский бомбардировщик СБ. Тот летел с выпущенными шасси и без истребительного прикрытия; это вызвало подозрение Каберова, который знал, что во избежание напрасных потерь устаревшим тихоходам СБ командование запретило летать днем. Игорь пошел на сближение и разглядел на крыльях СБ вражеские опознавательные знаки. Финский разведчик на трофейном самолете! Каберов тут же атаковал врага и в сложных условиях туманной завесы сбил его; горящий СБ рухнул на камни острова Сомерс. Но не успел Игорь приземлиться на своем аэродроме, как был арестован НКВД - за уничтожение советского самолета! Целую ночь летчик просидел за решеткой, пока с острова Сомерс не сообщили, что на разбившемся СБ чужие опознавательные знаки и не русский экипаж (стрелок остался жив, и его уже допрашивали). Только тогда Каберов был освобожден из-под ареста... А 7 ноября Игорь получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени; спустя несколько дней ему вручили еще и орден Ленина.
В конце января 1942 г Игорь потерпел катастрофу: вражеский Мессершмитт с дальней дистанции точной очередью поразил его ЛаГГ, разбив мотор. Каберов на планировании пошел на вынужденную посадку прямо над лесом. Мало того, что Игорь не знал, куда сесть – на бреющем его ЛаГГ зацепился хвостом за незамеченную Каберовым высоковольтную линию и рассыпался на кусочки. Удивительно, но Игорь остался жив и невредим (на его счастье в проводах не было электротока, иначе бы летчик просто сгорел на проводах)!
В мае 1942 г 3-й ГИАП (гвардейский истребительный авиаполк) ВВС КБФ (так стал называться 5-й ИАП после получения гвардейского звания 10 января 1942 г) получил на вооружение британские истребители «Харрикейн». Этот иноземный самолет имел непривычный для советских летчиков вид, что иногда приводило к недоразумениям, а иногда и помогало обмануть врага. Так, летом 1942 г группа Каберова пошла на хитрость: атакуя строй Ju-87, советские летчики дружно выпустили шасси. При этом их истребители стали настолько похожи на «Лаптежников», что ни пилоты Мессершмиттов прикрытия, ни бортстрелки пикировщиков не стали по ним стрелять, приняв за своих. Советские летчики получили возможность тщательно прицелиться и в упор открыть огонь по врагу. В одно мгновение на землю рухнули 6 "Лаптежников", один из которых был сбит Каберовым! А в другой раз из-за необычного силуэта «Харитоши» Игоря чуть не убили свои же. В тот день пара Мясников - Каберов дралась с шестеркой «Мессов», и ей на помощь из Ленинграда были посланы 6 армейских Яков. Немцы, завидев подкрепление, бежали, а Яки, увидев незнакомые машины с ходу обстреляли "Харрикейнов". Мясников был мгновенно сбит; Игорь пытался по радио связаться с пилотами Яков, но у армейских истребителей рации были настроены на другую волну, и они вновь атаковали Каберова. Спасаясь, тот бросил машину в штопор на критически малой высоте, чудом сумел выхватить ее из падения над самой землей и с пустыми баками добрался до своего аэродрома. Не успел Игорь зайти на посадку, как двигатель заглох - пришлось садиться на планировании...
В октябре Игорь Каберов стал командиром эскадрильи и получил второй орден Красного Знамени. Тогда же он вновь стал летать на ЛаГГ-3, предпочитая его "Харрикейну".
12 января 1943 г советские войска начали прорыв блокады Ленинграда. Игорь активно участвовал в этих боях, впервые встретившись в воздухе с новым германским истребителем FW-190. 18 января Каберову пришлось в одиночку драться против четверки Фокке-Вульфов. 15-минутный бой против превосходящего и численно, и технически врага закончился вничью: Игорю не удалось сбить ни одного немца, но и себя сбить он не дал… А следующий вылет в этот день принес ему новое «приключение»: над Колпино Каберов четверкой ЛаГГов атаковал 8 Ju-88 и 8 Bf-109; очередью в упор Игорь сбил Юнкерса, но и стрелок горящего бомбардировщика изрешетил мотор его машины. Пули сорвали капот, мотор задымил, наполнив кабину гарью; Каберов пошел вверх и тут мимо него пронесся "Месс". Игорь почти вслепую открыл огонь ему вдогонку и сбил немца, несмотря на то, что дым разъедал летчику глаза! С барахлящим мотором Каберов потянул в сторону своего аэродрома, но в 10 км от него двигатель заглох. Каберов спланировал на взлетную полосу и, так как без двигателя на ЛаГГе невозможно было выпустить шасси, сел на брюхо, погнув винты.
В апреле 1943 г Каберов довел свой счет до 29 побед; в тот раз его жертвой стал германский разведчик Не-126 по прозвищу "Костыль", рухнувший после точной очереди Игоря в болото. Тогда Игорь еще не знал, что эта победа станет его последней победой в Великой Отечественной войне - 24 июля ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 18 августа капитана Каберова назначили инспектором Ейского авиаучилища. В 1944 г Игорь поступил на высшие офицерские курсы, затем был назначен служить на Дальний Восток, где ему пришлось в 1945 г принять участие в войне против Японии. В его задачу входило обеспечение воздушного прикрытия главной базы Тихоокеанского флота - Владивостока и поддержка высаживающихся в тылах японцев морских десантов. После войны Каберов учился в Академии ВВС, а затем 6 лет руководил авиаполком реактивных истребителей. Налетал на "реактивщиках" 1300 часов. Демобилизовался в 1960 г с должности заместителя командира дивизии в звании полковника и пошел работать слесарем-сборщиком на телевизионный завод. Однако вскоре Игорю Александровичу предложили работу, связанную с авиацией, и Каберов стал начальником Новгородского аэропорта. Впоследствии написал книгу мемуаров, по которой и составлена данная статья.

Общий счет побед Игоря Александровича Каберова сегодня не совсем ясен. В разных источниках указывается разная цифра: то 26, то 28 побед. Сам Игорь Александрович в своих мемуарах называет цифру в 29 побед. Но при этом он не делает различия между личными и групповыми победами (что, в общем-то, характерно для всех летчиков 3-го ГИАП КБФ, которые выше ценили общую победу над врагом). Поэтому счет «личные-групповые» Игоря Каберова еще более спорен. В разных источниках даются и 8 личных + 18 групповых, и 10 личных + 18 групповых. Автор же этого поста, опиравшийся в написании статьи на мемуары И.А. Каберова, сделал собственный подсчет, исходя из описания боев, данных Игорем Александровичем. По моим подсчетам из 29 воздушных побед И.А. Каберова личными являются 18 (1 Ju-86, 2 Ju-87, 5 Ju-88, 1 He-126, 1 "Капрони", 6 Bf-109, 1 Bf-110, 1 FW-190), а групповыми - 11 (1 He-126, 1 Ju-87, 1 СБ, 1 "Капрони", 1 Фоккер-21, 4 Bf-109, 2 Bf-110).
Kaberov_LaGG3 (700x196, 25Kb)
ЛаГГ-3 Игоря Каберова, на котором он сражался зимой 1942-1943 гг.

Kaberov_LaGG3_2 (700x194, 22Kb)
Так выглядел ЛаГГ-3 Игоря Каберова весной 1943 г, когда он одерживал свои последние победы

лаг каберова (614x439, 35Kb)
ЛаГГ-3 Игоря Каберова в боевом патрулировании


Комментарии
26.08.2011 в 03:05

-
Дааа.... богатая на приключения биография!! : ))
26.08.2011 в 14:01

-
Можно перепост? Такие интереснейшие истории редко попадаются : )
27.08.2011 в 09:26

"Хочу, чтобы все..."
snarka
Можно перепост? Такие интереснейшие истории редко попадаются : )

Все, что я здесь публикую, для того и делаю, чтобы постили те, кому понравилось. Без вопросов - на здоровье!
27.08.2011 в 16:35

-
Спасибо! : )