Авиационные подразделения Люфтваффе в Битве за Британию (1940 г) ч.2Часть 2. Подразделения «Разрушителей» (тяжелых истребителей) в Битве за Британию
ЦЕРШТОРЕРГЕШВАДЕР-2 (ZG2)
Командир: оберст-лейтенант (подполковник) Фридрих Фолльбрахт
Самолеты на период Битвы за Британию: Bf-110С-4
Бортовая маркировка " 3M +.."
I/ZG2 сформирован в январе 1940 г на базе JGr.102, летавшей на одномоторных Мессершмиттах Bf/109D, а II/ZG2 – в июне 1940 г. из новичков- выпускников летных училищ. Оба полка были вооружены тяжелыми двухмоторными истребителями Bf-110С-4; на этих машинах они и вступили в Битву за Англию в составе 3-го Люфтфлотте. Штаб Эскадры базировался на Туссе-ле-Нобль, I/ZG2 – на Амьен, а II/ZG2 – на Гиянкур. Так как почти все пилоты Эскадры не имели боевого опыта, летчики I-го полка, обученные полетам на легких машинах, плохо управлялись с двухмоторными истребителями, а вчерашние курсанты II-го полка еще не обрели необходимый навык полетов, ZG2 понесла в воздушных боях такие тяжелые потери, что уже в сентябре 1940 г была расформирована.
читать дальше
ЦЕРШТОРЕРГЕШВАДЕР-26 (ZG26)
Командир: оберст-лейтенант (подполковник) Иоахим Хут
Самолеты на период Битвы за Британию: Bf-110С-4
Бортовая маркировка "U8+.."
I и II полки Эскадры были вооружены тяжелыми двухмоторными истребителями Bf-110 в начале 1940 г. Летом 1940 г сформирован III/ZG26. Вся Эскадра приняла участие в Битве за Англию в составе 2-го Воздушного флота; штаб базировался на Лилль, I/ZG26 – на Ивренш, II/ZG26 –на Креси, а III/ZG26 – на Барлей.
Затем 2 полка ZG26 участвовали в балканской кампании. Летом 1941 г II/ZG.26 участвовал в нападении на СССР, двигаясь на стыке групп армий «Север» и «Центр». В конце 1941 г ZG26 направили в Норвегию, противостоять британским самолетам, вылетавшим на прикрытие северных морских конвоев.
ЦЕРШТОРЕРГЕШВАДЕР-76 (ZG76)
Командир: майор Вальтер Грабман
Самолеты на период Битвы за Британию: Bf-110С-4
Бортовая маркировка " M8+.."
I-я Группе сформирована в начале 1939 г; в сентябре она в составе 4-го Люфтфлотте участвовала в нападении на Польшу, сражаясь на крaковском направлении. В декабре 1939 г этот полк перевели в Исвер для прикрытия Гоглaндa. В апреле 1940 г I/ZG76 участвовал в скандинавской кампании.
Весной 1940 г на базе JGr.176, воевавшей в Польше на одномоторных Мессершмиттах, был создан полк «разрушителей» II/ZG76; летом Эскадра пополнилась еще одним полком - III/ZG76. Все они сражались в Битве за Англию; I/ZG76, находившийся в составе 5-го Люфтфлотте, базировался на Ставангер (Норвегия), а остальные подразделения Эскадры входили во 2-й Воздушный флот, и находились во Франции. базируясь на Лаваль и Аббевиль. Но уже в сентябре 1940 г, в самый разгар Битвы за Англию, I/ZG76 был преобразован в подразделение ночных истребителей-перехватчиков II/NJG1.
Весной 1941 г «урезанная» Эскадра ZG76 приняла участие в балканской кампании. В апреле 1941 г III/ZG76 был переведен в Эскадру скоростных бомбардировщиков SKG210, а II/ZG76 в ноябре 1941 был передан в ночную истребительную авиацию.
ЛЕРГЕШВАДЕР-1, 5-я Группа Разрушителей (V(Z)/LG1)
Командир: гауптман Хорст Линсбергер
Самолеты на период Битвы за Британию: Bf-110С-4
Бортовая маркировка "6U +.."
V(Z)/LG1 был сформирован в октябре 1939 г из I(Z)/LG-1, созданного еще в начале 1939 г и первым в Люфтваффе получившего новые 2-моторные истребители Bf-110. На этих самолетах I(Z)/LG-1 участвовал в нападении на Польшу, а уже как V(Z)/LG1 - на Норвегию. Во время Битвы за Британию учебный полк «Разрушителей» входил в состав 3-го Воздушного флота и базировался на Креси. В октябре 1940 г V(Z)/LG1 был переформирован в подразделение ночных истребителей-перехватчиков и получил номер I/NJG3.
ЭРПРОБУНГСГРУППЕ-210 (E.Gr.210)
Командиры: в августе-сентябре 1940 сменилось три командира -
гауптман (капитан) Ганс фон Больтенштерн, затем Мартин Лутц, затем Отто Хинтце
Самолеты на период Битвы за Британию: Bf-110С-4/В и Bf-109Е-1/В
Бортовая маркировка "S9+.."
210-й отдельный испытательный полк (Группе) был создан летом 1940 г для изучения возможности совмещения истребительных и штурмовых функций в одних и тех же самолетах. 1-я и 2-я эскадрильи оснащались тяжелыми истребителями-бомбардировщикaми Bf-110С-4/В, 3-я - легкими одномоторными Jabo Bf-109Е-1/В. В этом составе полк участвовал в последних боях Битвы за Францию, в последующих атаках на конвои в Ла-Манше, дрался в Битве за Англию. В это время E.Gr.210 подчинялся командованию 2-го Люфтфлотте и базировался на Кале-Марк.
Так как эффективность истребителей-бомбардировщиков оказалась очень высокой, в апреле 1941 года E.Gr.210 был переформирован в I/SKG210; в это же время к нему присоединился второй полк приспособленных к бомбардировкам «разрушителей», созданный на основе находившегося в Норвегии истребительного полка III/ZG76. Так была сформирована Эскадра, получившая наименование SKG210 (Shnellerkampfgechwader-210 - 210-я Эскадра скоростных бомбардировщиков). В первые дни войны в России оба полка Эскадры сражались на центральном участке Восточного фронта: I и II/SKG210 наступали на Смоленск, а потом на Москву. В январе 1942 г 210-я скоростная бомбардировочная Эскадра была переформирована в ZG1 (1-ю Эскадру тяжелых истребителей). Это подразделение сражалось над Сталинградом и Кавказом, а весной 1943 г - над Кубанью. В разгар боев на Кубани, в апреле 1943, II/ZG1 отвели в Италию, и I/ZG1 остался единственным полком Мессершмиттов-110, воевавшим в СССР. Его отвели на Запад через год, весной 1944, после перевооружения на новый двухмоторный истребитель Ме.410.