АРГЕЕВ
Павел Владимирович

(1887 – 1922)



СТРАНА – Россия, Франция
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1916-1918 гг.
ЗВАНИЯ - лейтенант - майор
НАГРАДЫ - П.л.М., Ж.К.
ЧАСТИ - Яшта-4,-18; JG-2
СБИЛ ОФИЦИАЛЬНО - 15 самолета
СБИЛ ВЕРОЯТНО – 2 самолета

Малоизвестный сегодня пилот 1-й мировой войны Павел Аргеев являлся одним из лучших асов Российской империи и одновременно французской армии - и в России, и во Франции этот летчик зарекомендовал себя отчаянным храбрецом и умелым бойцом - как в воздухе, так и на земле...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Павел Аргеев родился 1 марта 1887 года в Ялте, в семье судового механика Черноморского флота. Избрав военную карьеру, Павел окончил кадетский корпус и Одесское юнкерское училище, и в 1910 году стал поручиком 184-го пехотного полка, базировавшегося на Варшаву. В 1911 году произведенный в поручики Аргеев был переведен в 29-й пехотный Черниговский полк.
Дальнейшие события в жизни Павла Владимировича покрыты завесой тайны – как Аргеев оказался во Франции, точно никому не известно. Выдвигаются разные версии. Одни считают, что молодой офицер «пустил под откос» свою карьеру, вступившись за солдата, ставшего жертвой рукоприкладства, другие – что Аргеев был вынужден бежать из России, избив своего родственника-жандарма, третьи говорят, что Павел вовсе не увольнялся из армии, а был послан во Францию начальством для стажировки в Генштабе союзников.
Как бы то ни было, начало 1-й мировой войны застало Аргеева в Париже, а уже 30 августа 1914 года Павел Владимирович был зачислен во французскую армию в чине лейтенанта (звание, равное русскому чину поручика). Кстати, этот факт говорит в пользу третьей версии причины прибытия Аргеева во Францию – ведь никто из русских эмигрантов, записавшихся во французскую армию, не получил сразу офицерского звания, для Павла же было сделано исключение, возможно, именно потому, что в глазах французов Аргеев был представителем русской армии.
В рядах 331-го пехотного полка лейтенант Аргеев принял участие в боях на Марне. В сентябре офицер был ранен, но уже через месяц вернулся в строй и возглавил 5-ю роту, так как остался единственным в ней живым офицером. Произведенный в капитаны, Аргеев январе 1915 года за храбрость был награжден французским Военным Крестом с двумя пальмовыми ветвями, а в мае стал кавалером ордена Почетного Легиона. Эту высшую награду Франции ему вручили за то что, получив очередное ранение, Аргеев не вышел из боя, а возглавил контратаку своей роты на врага.

В конце Мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. И тогда он подал рапорт о переводе... в авиацию. Дело в том, что в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для летчика – не здоровье, а «птичий инстинкт» - то неуловимое, что позволяет человеку слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.
Вообще-то Павел Владимирович не собирался становиться летчиком. В отличие от большинства знаменитых асов он никогда не мечтал о небе и не был фанатиком полетов. И теперь в авиацию его привел не интерес, а желание до конца исполнить свой воинский долг – если нельзя сражаться на земле, придется сражаться в воздухе…
Тем не менее, очень скоро у Аргеева в полной мере проявился тот «птичий талант», который делает из обычного человека настоящего летчика. В январе 1916 года капитан «Поль Д'Арджефф» получил диплом пилота и был зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью. Однако уже через месяц Павел подал рапорт с просьбой об отправке в Россию. Причины этого рапорта неизвестны; возможно, Аргеев обиделся на то, что ему, заслуженному боевому офицеру с высшими наградами, не доверили командование эскадрильей (во Франции иностранных подданных не ставили командирами авиаотрядов).
Осенью 1916 года Павел Владимирович вернулся в Россию, был восстановлен в рядах российской армии в звании штабс-капитана и направлен в 19-й корпусной авиаотряд первой боевой авиагруппы Юго - Западного фронта, возглавляемой лучшим российским асом Александром Казаковым. Уже 10 января 1917 года Аргеев одержал свою первую воздушную победу, сбив двухместный разведчик «Альбатрос»; причем врага Павел уничтожил, несмотря на ранение в правую руку. За этот бой Аргеева наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. 21 апреля Павел уничтожил еще один двухместный аэроплан, заработав Золотое Георгиевское оружие. В мае Аргеев одержал две очередные победы и получил орден Святого Станислава 3-й степени, а 8 июня пилот стал асом, уничтожив австрийский аэроплан «Бранденбург» С.1; за эту победу Аргеева наградили орденом Святой Анны 4-й степени и назначили командиром 19-го авиаотряда. 20 июня Павел сбил германского разведчика «Румплер» С.1 – эта шестая подтвержденная победа стала для него последней в России. Начавшийся развал фронта, приход к власти большевиков, а затем начало гражданской войны заставили офицеров царской армии сделать трудный выбор – с кем быть. Казаков вступил в белую гвардию; Аргеев же не захотел участвовать в братоубийственной бойне и через захваченный английским десантом Архангельск уехал во Францию, чтобы продолжить исполнять свой союзнический долг в войне против Германии. С Мая 1918-го он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса. Вскоре французское командование отметило необыкновенную храбрость и выдержку русского летчика, который уже 1 июня 1918 года одержал свою первую победу на Западном фронте, уничтожив, несмотря на ранение, аэроплан LVG C. К началу июля счет Аргеева увеличился еще на 3 победы и он стал самым результативным пилотом своей эскадрильи. При этом Павел, подобно многим асам, не любил работать в команде и предпочитал свободную охоту в одиночку, за что товарищи прозвали его «охотником».

В сентябре немцы начали «последнее и решительное» наступление, и SPA-124 вновь вступила в тяжелые бои. Всего за два дня Павел Аргеев сбил 3 германских аэроплана, причем одной его жертвой стал новейший, лучший германский истребитель Фоккер D.VII. этот самолет русский ас сбил, в одиночку атаковав 8 немецких аэропланов! А 5 октября Аргеев сделал еще один «дуплет», вновь уничтожив два самолета (правда, гибель одного из них он не смог доказать, и эта победа была записана, как неподтвержденная). Последнего своего успеха Павел добился 30 октября, отправив на землю двухместный аэроплан, ставший его 15-й подтвержденной победой (и последней, 26-й победой его эскадрильи). За то, что во время пятимесячных боев «Поль Д'Арджефф» сбил 9 вражеских самолетов, французское командование наградило его вторым Орденом Почетного легиона. Итогом войны для русского аса стали высшие награды России и Франции, четыре ранения и 15 официальных воздушных побед (+ 2 неподтвержденные победы).
К сожалению, мирная жизнь аса была недолгой. После демобилизации Павел Аргеев поступил на службу во франко - румынскую авиакомпанию. 30 октября 1922 года пилот «Поль Д'Арджефф» летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолет попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни. Отважному ветерану 1-й мировой войны было всего 35 лет…