«Разрушитель» идет на войну

Пока "Разрушитель" ждал решения проблем с поставками двигателей, конструкторы "Мессершмитта" продолжили совершенствование самолета. Радиаторы под двигательными гондолами были заменены на узкие подкрылевые гликолевые радиаторы, регулируемые выпускными створками, а под гондолами были размещены небольшие маслорадиаторы с ручной регулировкой створок. Hовые радиаторы заставили изменить конструкцию крыла, как и наконец-то начавшие поступать двигатели DB 601A-1.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


Изменение формы радиаторов на моторах Bf.110

По требованию Геринга программе производства "Разрушителя" был присвоен высший приоритет. Поставки двигателей DB 601A позволили приступить к перевооружению групп "Разрушителей" (так с 1 января 1939 г стали называться "тяжелые" истребительные группы) на боевые машины. Вариант истребителя Мессершмитт под двигатели DB 601 получил обозначение Bf.110C. Кроме двигательной установки он практически не отличался от Bf.110B, только получил "обрезанные" законцовки крыла, что несколько сократило размах. Зато заметно в лучшую сторону изменились летные данные самолета. В последующие годы пропаганда союзников много потрудилась, убеждая, что тактико-технические характеристики самолета были невысокими, но на момент поступления на вооружение Bf.110 с двигателями DB 601A немецкие авиационные круги рассматривали летные возможности «Разрушителя» как выдающиеся. Конечно же, маневренность "Разрушителя" подвергалась критике со стороны тех, кто был уверен, что двухмоторный истребитель всегда будет уступать одномоторному, но этот недостаток немцы собирались компенсировать выработкой приемлемой тактики воздушного боя. Кстати, для облегчения самолета и улучшения его маневренности экипаж «Разрушителя» сократили до двух человек – пилота и стрелка-радиста.
В январе 1939 г. в I(Z)/LG 1 начались поставки серийных Bf.110C-1. Весной и в начале лета самолет поступил в I/ZG 1 и I/ZG 76. К 15 августа в этих трех группах было по две эскадрильи с Bf.110C-1 и учебная эскадрилья с Bf.110B-3. Летные данные Bf.110C-1 были не хуже, чем у лучших одномоторных истребителей того времени. У новой машины максимальная скорость менялась с высотой от 470 км/ч (у земли) до 538 км/ч (на высоте 6000 м). Дальность полета достигала 1100 км; дополнительные баки под консолями крыла поднимали эту цифру до 1400 км.

Серийный Bf.110C-1, участвовавший в Польской кампании

Благодаря высокому приоритету программы производства Bf.110, к его выпуску присоединился ряд других фирм. Производство Bf.110C-1 начали "Фокке-Вульф" и "Готаер вагонфабрик", которые поставили первые машины в начале лета. К 31 августа 1939 г Люфтваффе было принято 159 Bf.110С, правда, в группы "Разрушителей" поступило чуть больше половины от этого числа. Темп производства достиг 30 машин в месяц, и до конца года было поставлено еще 156 самолетов. Общий выпуск за 1939 г составил 315 Bf.110C или в среднем 26 машин в месяц.
Все три группы с Bf.110 - I(Z)/LG 1, I/ZG 1 и I/ZG 76 были задействованы во вторжении в Польшу. К началу компании перевооружения с Bf.109 на Bf.110 ожидали еще I и II/ZG 26. Все остальные группы "охотников" были вооружены одномоторными истребителями и временно получили обозначения истребительных групп. Bf.110C-1 в I(Z)/LG 1 и I/ZG 1 были включены в состав 1-го воздушного флота, а Bf.110C-1 из I/ZG 76 действовали в 4-м воздушном флоте.
С первых же часов войны группы "Разрушителей" использовались для эскортирования бомбардировщиков. Подразделения I(Z)/LG 1 были задействованы для прикрытия бомбардировочных групп в налетах на Варшаву, а I/ZG 76 прикрывали I и III/KG 4 в налетах на Краков; они также использовались в поддержке налетов на Познань и на других участках фронта. Первое их столкновение с польскими истребителями PZL P.11 состоялось после полудня, когда Bf.110C-1 из I(Z)/LG 1 прикрывали Не 111Р из KG 27. Немецкие Bf.110 спикировали на поднимавшихся на перехват поляков, но те, используя преимущество в маневре, ушли из под удара. Однако в последующей общей "свалке" Bf.110C-1 сбили пять P.11, не понеся потерь. Бой Bf.110C-1 из 1. и 2./ZG 76 над Лозью оказался не таким успешным: при уничтожении двух Р.11 были потеряны три Bf.110. Hо 3 сентября во время второго налета на Варшаву истребители I(Z)/LG 1 сбили пять Р.11, потеряв один Bf.110C-1. По мере ослабления противодействия польских истребителей Bf.110 все больше переключались на удары по наземным целям, а общие потери Zerstorer за польскую компанию с 1 по 28 сентября 1939 г составили только 12 самолетов.

Польша, сентябрь 1939 г. Bf.110C ведет бой против польских истребителей PZL P.11

Штаб люфтваффе посчитал, что "Разрушитель" полностью оправдал себя в польской компании. Недостатки "охотника" в бою «истребитель против истребителя», которых так опасались, оказались не столь страшными; правда, основной противник был устаревшего типа. Наступательное вооружение "Разрушителя" оказалось чрезвычайно эффективным, но это преимущество было трудно реализовать в воздушном бою против более вертких одномоторных истребителей.
Если воздушный бой с более маневренным одномоторным истребителем вызывал сомнения, то способность Bf.110 успешно вести перехват бомбардировщиков была эффективно продемонстрирована 18 декабря 1939 г. Днем ранее Bf.110C-1 из I/ZG 76 были переведены в Йевер для усиления так называемой "эскадры Шумахера", прикрывавшей Гельголандскую бухту – базу германского флота. Когда английские бомбардировщики "Веллингтон" из 9-го, 37-го и 149-го эскадронов пытались осуществить вооруженную разведку этого района, их перехватили Bf.110. Результат оказался для англичан обескураживающим: из 24 "Веллингтонов" были потеряны не менее 12, и девять из них оказались на счету Bf.110C-1 из 1. и 2./ZG 76.
К началу 1940 г производство Bf.110C-1 резко увеличилось - месячный выпуск достиг 102-103 самолетов. Соответственно увеличились и силы групп "Разрушителей": I и II группы ZG 26 были полностью перевооружены на новый самолет. Весной-летом в строй вошла II/ZG 76, были вооружены I и II/ZG 2 и сформирована III группа ZG 26. В составе "инструкторской" эскадры была сформирована вторая группа "Разрушителей" - V(Z)/LG 1.
Во время "странной войны" Bf.110C-1 использовались на Западном фронте лишь эпизодически. Зато "ветераны" - I/ZG 1 и I/ZG 76 - были задействованы для участия в скандинавской компании, в операции "Везерюбунг", начавшейся 9 апреля 1940 года. "Разрушители" встретили сравнительно слабое противодействие - почти вся норвежская авиация была сразу уничтожена, а 10 из 18 "Гладиаторов" 263-го эскадрона английских ВВС, базировавшихся на Норвегию, были сожжены на земле в первый же день. Однако, несмотря на это, потери Zerstorer быстро росли, составив в апреле 25 Bf.110 - в основном в Норвегии.
В течение следующего месяца бои в Норвегии оказались в тени немецкого наступления на Западе. Hа 10 мая 1940 г Люфтваффе имели 355 Bf.110С-1 и С-2 (последний отличался только заменой радиостанции FuG IIIaU на FuG 10 и улучшенной стрелковой позицией); из них 248 были включены в состав 2-го и 3-го воздушных флотов. Несмотря на завоевание превосходства в воздухе, во время боев во Франции и в нейтральных странах группы "Разрушителей" потеряли около 35% своего состава. За май потери (включая и в Норвегии) составили 82 Bf.110C. В боях над Францией "Разрушители" встретились с относительно современными истребителями. В результате этих сражений уже никто не сомневался, что Bf.110 не может вести на равных бой с одномоторным истребителем, поэтому иногда во время боев во Франции (над Англией это уже стало обычной практикой) при встрече с истребителями противника Bf.110 становились в оборонительный круг. При этом задний самолет всегда прикрывал огнем хвост переднего, одновременно ведя огонь по истребителям противника вне круга.

До начала наступления на Западе круг решаемых на Bf.110 задач был расширен даже сверх того, что требовалось от "Разрушителя". Боевой опыт потребовал ряда доработок. В результате на сборочной линии появился Bf.110C-3, отличавшийся от С-2 отсутствием обтекателей под пушки MG FF. Потом начал выпускаться С-4, на котором впервые (пусть и в минимальном виде) появилось бронирование пилота и стрелка. Взлетный вес при этом возрос на 225 кг. Еще больше вес увеличился при переоборудовании "Разрушителя" в Jabo - истребитель-бомбардировщик, путем установки под фюзеляж двух держателей под 250-кг бомбы. Больший взлетный вес потребовал и более мощную двигательную установку - самолет получил новый мотор DB 601N. Использование на этом двигателе более высокой степени сжатия, новых головок цилиндра и 96-октанового бензина подняло мощность на взлете до 1200 л.с., а на чрезвычайном режиме (в течение минуты) - до 1270 л.с.

Подфюзеляжный бомбодержатель ЕТС 250

Вариант с двигателями DB 601N и держателями ETC 250 получил обозначение Bf.110C-4/B. Этот истребитель-бомбардировщик поставлялся в специальную часть - 210-ю испытательную группу, призванную выработать тактику применения Jabo. Там из них составили 1-ю и 2-ю эскадрильи, а 3-я была вооружена одномоторными Bf.109E. Истребители-бомбардировщики Bf.110C-4/B использовались в составе E.Gr.210 в июле 1940 г против британских судов в Ла-Манше и добились определенного успеха. Группа участвовала в "битве за Англию", применяя Bf.110C-4/B по одиночке или небольшими группами, при этом максимально используя элемент внезапности.

Bf.110C-4/B из истребительно-штурмовой группы E.Gr.210 хозяйничают в водах Ла-Манша

Параллельно с истребителем-бомбардировщиком был разработан разведчик Bf.110C-5, на котором ставилась фотокамера Rb 50/30 (пушки MG FF при этом снимались). Этот тип поступил в разведывательные эскадрильи в начале лета 1940 г.
Еще в начале норвежской операции выявилась недостаточная дальность полета Bf.110. Так как теперь особая важность придавалась обеспечению воздушного прикрытия морских конвоев, следовавших вдоль норвежского побережья, немцы быстро разработали дальний вариант "Разрушителя" со специальным топливным баком емкостью 1200 литров. Этот бак, устанавливаемый под фюзеляжем, делался из фанеры и в войсках получил прозвище "брюхо таксы". С максимальным запасом топлива в дополнительном баке истребитель оказался очень тяжелым в управлении. Даже выработка топлива не могла компенсировать возросшее аэродинамическое сопротивление дополнительного "брюха" под фюзеляжем самолета. Правда, чисто теоретически бак можно было сбросить после выработки топлива, либо при встрече с противником.

Bf.110D-1/R1 с подвесным топливным баком, прозванным «брюхо таксы»

Дальний "Разрушитель" получил обозначение Bf.110D. Поставки этого самолета начались с I группы 76-й эскадры "Разрушителей". Вскоре после этого 2. и 3./ZG 76 с Bf.110D-1/R1 были использованы для дальних полетов между Тpонхеймом и Hарвиком. При этом они по не понятным причинам несли тяжелые потери. Дело оказалось в том, что при низких температурах "брюхо таксы" после выработки топлива имело склонность "поджиматься", а механизм сброса бака оказался ненадежным; из-за этого Bf.110D часто в критической ситуации не мог сбросить свою ношу. Еще позже выяснилось, что после выработки топлива из-за недостаточной вентиляции в баке оставался бензин и взрывоопасные пары, взрыв которых собственно и вел к необъяснимым потерям. По этой причине началась работа над новым вариантом с подвеской под консолями двух 900-л топливных баков, получившим обозначение Bf.110D-1/R2. Hо прежде чем новый дальний "Разрушитель" поступил в ZG 76, эскадра была задействована в "битве за Англию". Hесмотря на уже известные дефекты, 15 августа 1940 г были подняты с аэродрома Ольборга в Дании 21 Bf.110D-1/R1 из 2. и 3./ZG 76; они шли на прикрытие летевших из Ставангера (Hорвегия) бомбардировщиков He.111 из I и III группы KG 26. Их целью были аэродромы англичан у Дишфорта и Линтон-на-Оус. При этом немцы полагали, что одновременные активные действия на юге заставят английское истребительное командование растянуть свои силы так, что фланговая атака с северо-востока не встретит серьезного противодействия. Однако в данном случае немцев ждал "сюрприз" - "Спитфайры" из 72-го эскадрона перехватили их еще до побережья Англии. Первой жертвой стал командир I/ZG 76 капитан Рештемейер, который не смог сбросить "брюхо таксы", и первая же пуля, пробившая его, вызвала взрыв. Другие Bf.110D-1/R-1 так же не смогли избавиться от подвесного бака, став легкой жертвой перехватчиков. "Разрушителям" ничего не оставалось, как встать в оборонительный круг. В результате строй не прикрытых истребителями Hе.111 был разбит, часть бомбардировщиков сбросила свой груз в море и повернула к Норвегии. Выжившие в бою достигли побережья Англии разрозненными группами, где их встретили "Спитфайры" 79-го эскадрона и "Харрикейны" 605-го и 607-го эскадронов. Hесколько Hе.111 повернули к запасным целям, но преследуемые истребителями были вынуждены беспорядочно сбрасывать свои бомбы. Bf.110 к тому времени уже повернули назад. Семь "Разрушителей" было сбито, еще несколько с трудом дотянули до базы из-за тяжелых повреждений. Так закончился единственный налет из Норвегии - все к чему свелось участие 5-го воздушного флота в "Битве за Англию".
К «Дню орла» - 13 августа 1940 г. - в составе 2, 3, 5-го воздушных флотов числилось 289 истребителей Bf.110C и D, включая небольшое число истребителей-бомбардировщиков Bf.110C-4/B в составе E.Gr.210. Кроме того, в разведывательных эскадрильях в этих флотах было несколько Bf.110C-5. Практически все эти силы были задействованы в "Атаке орлов". Согласно расчетам немцев Bf.110, используя большую продолжительность полета, должны были втягивать английские истребители в бои еще до подхода главных сил бомбардировщиков, так чтобы англичане к этому моменту оставались без топлива и боезапаса. К тому же, истребители, возвращающиеся на базы для дозаправки, были очень уязвимы и представляли на земле хорошую цель для бомбардировщиков и сопровождавших их Bf.110. К досаде групп "Разрушителей" возможности их Bf.110 для этого оказались недостаточными. Если наступательное вооружение двухмоторного истребителя "Мессершмитта" давало убийственный залп, то отсутствие достаточной маневренности и единственный противостоящий "Харрикейнам" и "Спитфайрам" кормовой пулемет MG 15 винтовочного калибра оказались слишком слабой защитой для прикрытия хвоста Zerstorer. К тому же разгонные характеристики и скорость не позволяли "Разрушителю" оторваться от численно превосходящего противника. В результате группы Zerstorer понесли тяжелые потери. Только в августе было сбито 120 Bf.110 - менее чем за три недели были потеряны 40% состава групп "Разрушителей", вступивших в бой с начала "Атаки орлов".

Bf.110 часто проигрывал воздушный поединок современным одномоторным истребителям

Стало очевидно, что наступательный воздушный бой не для Bf.110, но недостаточная дальность полета одномоторного Bf.109 заставляла продолжать использовать Bf.110. Несмотря на заметное сокращение количества боевых вылетов и изменение тактики, группы "Разрушителей" потеряли до конца сентября еще 83 Bf.110. Из-за тяжелейших потерь несколько групп, включая I и II/ZG 2, были расформированы. В последние недели "Битвы за Англию" Bf.110 в основном использовались в качестве разведчиков и истребителей-бомбардировщиков. Их потери оказались настолько тяжелыми, что самолет, созданный для эскортирования бомбардировщиков, сам потребовал истребительного прикрытия. Всего же за время «Битвы за Англию» Люфтваффе потеряли 223 Bf-110, что составило 77% от общего числа «Разрушителей»! Потери Bf.110 особенно тяжелое впечатление произвели на Геринга, который до того восхвалял "Разрушителей" как свою элиту.
Неудача «Разрушителей» в "Битве за Англию" была тут же отнесена исключительно на счет самого самолета; многие стали утверждать, что он с самого начала был неудачной конструкцией. Однако при всех недостатках Bf.110 он на тот момент являлся лучшим самолетом в своей категории. Плохие результаты летом 1940 являлись в первую очередь ошибками штаба люфтваффе в определении задач для Bf.110, а так же неспособностью командования Люфтваффе правильно спланировать процесс завоевания превосходства в воздухе, а вовсе не недостатками «Разрушителя».
Тем не менее, Геринг взвалил вину «с больной головы на здоровую». Виновником поражения был признан не рейхсмаршал, а самолет. Соответственно, встал вопрос о замене «Разрушителя» более совершенной машиной. Не желавший терять выгодные заказы военных Вили Мессершмитт тут же спешно занялся продвижением нового «стратегического истребителя» - Ме.210. А в ожидании поставок Ме.210 производство Bf.110 было резко сокращено. Если в 1940 г было сдано 1231 Bf.110, что составило ежемесячный выпуск 102 самолета, то в 1941 г было сдано только 786 самолетов, из которых 190 были разведчиками, а остальные - "Разрушителями", истребителями-бомбардировщиками и ночными истребителями (о которых речь пойдет ниже).
Последним вариантами серии «С» стали Bf.110C-6 (вооруженный 30-мм пушкой МК 101 вместо двух 20-мм MG FF), и Bf.110C-7 - истребитель-бомбардировщик с усиленными стойками шасси и двумя подфюзеляжными бомбодержателями ETC 500. Однако ни одна из этих моделей крупной серией не выпускалась - производство версии «С» уже завершалось. Серия дальних "Разрушителей" D была продолжена самолетом Bf.110D-2, который мог в перегрузку нести две 500-кг бомбы и два 300-л сбрасываемых бака. Параллельно выпускался Bf.110D-3, созданный специально для прикрытия морских конвоев и способный нести под консолями либо 300-л, либо 900-л сбрасываемые баки. Под фюзеляжем он нес бомбовые держатели ETC 500, а в удлиненной хвостовой части фюзеляжа укладывалась спасательная лодка. С весны 1941 г Bf.110D-2 и D-3 стали заменять в составе групп "Разрушителей" самолеты серии «С».

Дальний истребитель Bf.110D-3 с900-литровыми бензобаками под крыльями
и спасательной лодкой в удлиненной хвостовой части фюзеляжа

ТТХ тяжелого истребителя Bf.110С

Двигатели - 2 Daimler-Benz DB 601A-1 мощностью по 1100 л.с.
Максимальная скорость – 538 км/ч
Взлетный вес – 6040 кг
Дальность полета – 1100 км; с дополнительными баками до 1400 км.
Потолок – 10000 м
Вооружение – 2х20-мм пушки MG FF (180 снарядов на ствол) и 4х7,9-мм пулемета MG 17 (1000 патронов на ствол); 1 кормовой 7,9-мм пулемет MG 15 на подвижной установке (750 патронов)