Немецкие торпеды не срабатывают

В начале войны германские подводники столкнулись с неожиданной проблемой: их лодки не могли полноценно выполнять поставленные перед ними задачи из-за явных конструктивных недоработок и недостатков немецких торпед.
Это выявилось еще при атаке Прина в Скапа-Флоу, когда по (неустановленным причинам) из 8 выпущенных торпед не сработало 5! В таких случаях высшее морское командование обычно обвиняло командиров подводных лодок, якобы дававших неточные исходные данные для правильной установки торпед. Конечно, установку магнитных взрывателей необходимо было производить с учетом зоны боевых действий и в соответствии с местом нахождения лодки относительно северного магнитного полюса. И все же позднее выяснилось, что заявления командиров о недостатках в самих торпедах были справедливыми.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Наряду с работавшей на сжатом воздухе торпедой «А», которой еще с Первой Мировой войны продолжали пользоваться при стрельбе в ночных условиях и во время атак с больших расстояний, в Германии создали торпеду «Э» с электродвигателем. Ввиду бесследности хода торпеда «Э» была принята на вооружение в начале Второй Мировой войны.
Торпеда «А», в которой применялся сжатый воздух под высоким давлением, естественно, оставляла на поверхности моря весьма заметный пузырчатый след. По этому следу противник легко устанавливал местонахождение подводной лодки под водой. В связи с этим значительно облегчалось преследование и поражение лодки. Кроме того, своевременно обнаружив след торпеды, корабль противника имел возможность с помощью удачного маневра вовремя уклониться от удара. Со временем в Гер¬мании разработали метод беспузырной стрельбы, что в сочетании с бесследной электрической торпедой «Э» должно было явиться новым, неожиданным и поэтому особенно опасным для противника средством нападения.
Вместо ударно-механического взрывателя в Германии был усовершенствован и принят на вооружение неконтактный взрыватель торпеды. Магнитный взрыватель, срабатывающий от воздействия магнитного поля, создаваемого корпусом корабля противника, в зависимости от установки в нужный момент может вызвать детонацию торпедного заряда. Преимущества такого магнитного взрывателя в отношении результативности поражения несомненны. Взрыв торпеды в момент прохождения ее под днищем корабля — самом уязвимом месте корпуса — вызывает громадную пробоину. В этом и заключаются преимущества магнитного взрывателя, обеспечивающего наиболее надежное и быстрое потопление атакованного корабля.
В дальнейшем выявилось, что торпеды с магнитными взрывателями взрываются либо слишком рано, либо с запозданием, а то и вовсе не срабатывают. К тому же удалось установить, что такие торпеды весьма значительно отклоняются от заданного направления. К числу причин, вызывающих такие явления, следует отнести влияние близости магнитного полюса. Еще большее значение имело то, что многие торпеды не выдерживали заданной глубины хода. И все же основной причиной неудач следует считать неосведомленность немцев в отношении принятых англичанами мер, которые в значительной степени позволяли снизить опасность, созданную магнитным взрывателем. Ознакомившись с принципом действия немецких мин, снабженных такими взрывателями, англичане стали периодически размагничивать свои корабли, а немцы этого еще не знали. Как бы то ни было, но при прохождении торпед под килем размагниченных кораблей взрыватели не срабатывали (к размагничиванию кораблей Германия прибегла позднее — в борьбе против магнитных мин, которые сбрасывались с английских самолетов вблизи немецких портов).
Создавшееся положение заставило командующего настоять на тщательной проверке годности торпед. Нельзя же было допускать, чтобы и в дальнейшем подводные лодки снабжались заведомо некачественными торпедами. Имея никуда не годное оружие, командиры подводных лодок напрасно стремились выйти на позицию для атаки, только для того, чтобы выстрелить невзрывающиеся торпеды.
Прежде всего пришлось отказаться от магнитного взрывателя. Все торпеды снова стали снаряжать прежним взрывателем ударно-механического действия. Однако произведенные опыты показали, что торпеды с контактным взрывателем также не поражали цели, потому что гидростат — прибор, обеспечивающий сохранение торпедой заданной глубины, — работает неточно. При опытных стрельбах выяснилось, что в большинстве случаев торпеды шли под водой на большей глубине, чем заданная на гидростатическом приборе.
Следует отметить, что после длительных исследований лишь к лету 1942 года удалось вывести подводное оружие из тяжелого кризиса. С этого времени новые типы торпед с контактными взрывателями безотказно и точно выдерживали заданную глубину хода.
Торпеды, находившиеся на борту подводных лодок (особенно торпеды «Э»), приказано было содержать в боевой готовности и периодически проверять. Для этого требовалось через день вытаскивать торпеды на две трети длины из торпедных аппаратов в отсек, производить дозарядку батарей, проверку и регулировку отдельных приборов торпеды. Испытания показали, что после хранения в течение определенного периода времени торпеды не всегда срабатывали безотказно. До войны это обстоятельство не выявилось, ибо при проведении учебных стрельб в условиях мирного времени всегда использовались «свежие» торпеды. В боевых же условиях избежать подчас длительного хранения торпед на борту подвод¬ной лодки было нельзя.
Систематическая проверка состояния торпед позволила сократить случаи преждевременного взрыва и обна¬ружения противником атакующей подводной лодки сра¬зу же после выстрела торпеды.

Конец-кризиса торпедного оружия
Летом 1942 года немцы приняли на вооружение усовершенствованную торпеду с неконтактным взрывателем. От взрыва такой торпеды судно переламыва¬лось пополам, так что не требовалось, как раньше, выпускать несколько торпед по одной цели. Теперь подводные лодки могли тем же количеством торпед уничтожить большее количество судов.
Вскоре была принята на вооружение маневрирующая торпеда, шедшая зигзагообразным курсом по схеме и самостоятельно находившая цель, так называемая «Fat» («Falke-Torpedo» — маневрирующая торпеда «Фальке»). Тогда же для боево¬го применения оказались готовы и другие новые торпеды — «Лут» (Lagenunabhangiger-Torpedo — маневрирующая, самонаводящаяся торпеда) и «Цаункёниг» (Акустические торпеды «Цаункёниг» реагировали на шумы винтов кораблей охранения. Эти шумы, как правило, отличались от шумов, создававшихся работой винтов торговых судов. В результате даже при неточном выстреле торпеда взрывалась под кормовой частью корабля). Эти торпеды предназначались для использования против одиночных целей, прежде всего против кораблей охранения, и применялись с лета 1943 года. Успех их действия сначала был поразительным.
Но английские эсминцы и корветы за короткое время научились бороться против таких торпед. Корабли охранения не устремлялись больше на подводную лодку, а стопорили машины, как только шумопеленгатор обнаруживал, что такая торпеда выпущена. Торпеда «Цаункёниг» была еще более усовершенствована и могла идти на судно и с остановленными машинами, если только на нем работали вспомогательные моторы, например, вентиляторов, гирокомпаса и т. д. Для борьбы с такими торпедами противник впоследствии начал буксировать за кормой шумовые буи, облегчавшие кораблю уклонение от атаки подводной лодки. Но вследствие работы шумовых буев поисковые акустические приборы кораблей противника действовали неточно. Подводная лодка, когда устанавливалась работа шумовых буев, могла атаковать противника не акустическими торпедами, а обычными.
Таким образом, положение Германии в битве за Атлантику на этом важном театре военных действий в третьей фазе подводной войны не выглядело безнадежным. Однако становилось ясно, что с помощью одних только поисковых радиолокационных приемников и новых торпед невозможно достичь поставленной цели.