Часть 4: Подлодки специального назначения
Подводный минный заградитель Тип ХВ
Подводный минный заградитель Тип ХВ
Единственный тип герм. ПЛ, специально спроектированный как подводный минный заградитель, причем в отличие от обычных лодок должен был использовать не донные мины ТМА и ТМВ, выставлявшиеся через ТА, а тяжелые якорные SMA. Первоначально был разработан проект 2500-тонного подводного заградителя типа ХА, отклоненный командованием подводного флота. Лодки серии ХВ стали как бы его уменьшенной копией, но, тем не менее, являлись самыми крупными ПЛ, построенными в Германии в годы Второй мировой войны.
Лодки двухкорпусные; максимальная глубина погружения — 150 м. Мины размещались в 30 вертикальных шахтах, 6 из которых находились в носовом отсеке по осевой линии, а остальные располагались четырьмя группами между прочным и легким корпусом. Помимо минных шахт имели 2 кормовых ТА и несли 15 торпед (из них 11 — вне прочного корпуса).
В 1943 г. уцелевшие лодки оборудованы «шнорхелем»; 20-мм автоматы заменялись «спарками», орудие снималось.
По прямому назначению практически не использовались; действовали в качестве ПЛ снабжения.
Всего произведено 8 единиц. Из них 6 погибли, 1 досталась Японии, 1 – в 1945 передана США.
ТТХ
Водоизмещение: надводное — 1763 т, подводное — 2177 т
Размеры: 89,8x9,2x4,71 м
Двигатели: 2 диз./2 ЭД, 4200–4800/ 1100 л.с.
Скорость: 17/7 уз.
Дальность: 18 450 миль (10-узловым ходом).
Вооружение: 1x105-мм, 1x37-мм, 1x20-мм, 2–533-мм ТА (2 кормовых — 15 торпед), 66 мин.
Экипаж: 52 чел.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Транспортные подлодки Тип XIV ("Дойные коровы")
Транспортные подводные лодки предназначались для снабжения всем необходимым боевых ПЛ в море, чтобы не подвергать их лишний раз опасности на подходах к собственным базам. Использование транспортных субмарин позволяло увеличить радиус действия средних подлодок наиболее распространенной VII серии и концентрированно применять их в отдаленных районах океана. Первоначально в данной роли использовались обычные лодки, а с 1941 г. начали вступать в строй транспортные ПЛ специальной постройки: подводные танкеры XIV серии.
Подводные танкеры предназначались для снабжения топливом «волчьих стай». В германском флоте получили неофициальное прозвище «дойные коровы» (Milchkuh). Первая серия ПЛ, спроектированная и построенная в годы войны. Двухкорпусная; в пространстве между прочным и легким корпусом располагались цистерны с 423 т соляра для передачи на другие ПЛ и контейнеры с четырьмя запасными торпедами. Собственное вооружение по проекту состояло из 2x1 37-мм и 1x1 20-мм автоматов, но с 1943 г. носовой 37-мм снимался, а 1x1 20-мм заменялся на 2x2.
Строились тремя сериями, заказ на U-491 — U-497 был отменен в ходе постройки, хотя готовность некоторых достигала 75%, а на U-498 — U-500 и U-2201 — U-2204 — еще до закладки. В боевых условиях эти лодки оказались весьма уязвимыми, так как не обладали достаточными скоростью и маневренностью, а также отличались значительным временем погружения (40–50 с). Всего выпущено 10 единиц; все уничтожены противолодочными силами союзников.
Подводный танкер типа XIV поздняя версия
ТТХ
Водоизмещение: надводное — 1668 т, подводное — 1932 т
Размеры: 67,1x9,35x6,51 м
Двигатели: 2 диз./2 ЭД, 3200/ 750 л.с.
Скорость: 14,9/6,2 уз.
Дальность: 12 350 миль (10-узловым ходом).
Вооружение: 2x1–37-мм, 1x1–20-мм.
Экипаж: 53 чел.