Истребительные части Люфтваффе в Битве за БританиюПозвольте новичку внести свои "пять копеек" в дополнение к отличной информации Анны Райт " Истребительные эскадрильи периода Битвы за Британию"
Авиационные Части Люфтваффе в Битве за Британию (1940 г) <
b>Организация авиационных частей Люфтваффе
Основной боевой единицей Люфтваффе была Эскадра (Geschwader), которая организационно соответствовала советской авиадивизии. Несколько Эскадр составляли Воздушный Флот (Luftflotte). Эскадры существовали истребительные (JG - Jgdgeschwader), тяжелые истребительные (ZG - Zerschtorergeschwader), бомбардировочные (KG - Kampfgeschwader), пикировочные (StG - Sturzkampfgeschwader). Эскадры делились на три, реже на четыре Gruppe (аналог советского авиаполка), каждый по 36-40 самолетов. Каждый полк состоял из трех schtaffel (эскадрилий) и обозначался римской цифрой (например, III/JG26). Эскадрильи имели арабские номера (например, 5/ZG-76) и делились: истребительные - на три звена по 4 самолета, бомбардировочные – на три звена по 3 самолета. В Люфтваффе были приняты боевые построения для истребителей - парами, а для бомбардировщиков – тройками.Часть 1. Истребительные части Люфтваффе, участвовавшие в Битве за БританиюЯГДГЕШВАДЕР-2 (JG2) "РИХТГОФЕН"
Командир: оберст-лейтенант (подполковник) Харри фон Бюлов
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: красная буква "R" на белом или серебристом щите.
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: Эскадра "Рихтгофен" была одной из первых Истребительных Эскадр возрожденных Люфтваффе и поначалу носила обозначение JG132. К началу 2-й Мировой войны Эскадра "Рихтгофен" была полностью сформирована и оснащена новейшей техникой, но в сентябрьской кампании 1939 г в Польше принял участие только один полк I/JG2. Во Французской кампании и в Битве за Англию JG-2 сражалась уже в полном составе, подчиняясь командованию 3-го Воздушного Флота. При этом штаб Эскадры базировался на Эвре, I и II/JG2 – на Бомон-ле-Роже, а III/JG2 – на Гавр.
Всю 2-ю Мировую войну Эскадра воевала исключительно на Западном фронте, базируясь в 1940-44 г на Францию. Впоследствии Эскадра «Рихтгофен» сражалась над Северной Францией и Ла-Маншем, над Сицилией и Тунисом, а заканчивала войну в Западной Германии.
читать дальше
ЯГДГЕШВАДЕР-3 (JG3)
Командир: оберст-лейтенант (подполковник) Карл Вик
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: в это время единой эмблемы эскадры еще не существовало
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: В 1939 г JG3 базировалась на аэродром Брандис близ Лейпцига. Первоначально состояла только из штаба и одного полка I/JG3, который принял участие в Польской кампании; еще 2 полка JG3 были сформированы в 1940 г. В составе 3-го Воздушного Флота JG3 приняла участие в боях во Франции, а осенью 1940 г уже в составе 2-го Люфтфлотте - в Битве за Англию. В это время штаб Эскадры и II-я Gruppe базировались на Самер, I-я Gruppe – на Коломбер, а III-я Gruppe – на Девре.
Впоследствии, в 1941 г, Эскадра была переведена на Восток и воевала в России - над Украиной и Крымом; там она получила новое название – «Удет» в честь генерала, германского аса 1-й мировой войны Эрнста Удета, погибшего в ноябре 1941 г.
ЯГДГЕШВАДЕР-26 (JG26) "ШЛАГЕТЕР"
Командир: майор Готтард Хандрик (впоследствии - майор Адольф Галланд)
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: черная буква "S" на белом щите.
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: Эскадра создана в 1938-1939 гг. из подразделений, базировавшихся на Надрен. Поначалу состояла из 2-х Группе и штаба Эскадры. В 1939-40 гг. эти части воевали на Западном фронте, здесь же дрался и созданный в начале 1940 г. III/JG26. Основные кампании того времени, в которых участвовала JG26 - Битва за Францию и Битва за Англию. Во время битвы за Англию JG26 входила в состав 2-го Воздушного Флота; штаб эскадры и I/JG26 базировались на Одамбер, II/JG26 - на Маркиз, III/JG26 - на Кюффер.
Впоследствии, в апреле 1941 г, 7-я эскадрилья из III/JG26 действовала с Сицилии против Мальты, а затем попала в Северную Африку. Все остальные подразделения JG26 продолжали базироваться в Северной Франции, но теперь на Сен-Омер. Эскадра JG26 была основным (а в определенный период – единственным) истребительным подразделением Люфтваффе, оборонявшим северное побережье Франции от британских и американских налетов вплоть до высадки союзников на побережье Нормандии летом 1944 г.
ЯГДГЕШВАДЕР-27 (JG27)
Командир: майор Макс Ибель
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: в это время единой эмблемы эскадры еще не существовало
Самолет: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: дивизия создана в 1939 г (название "Африка" получила значительно позже, когда приняла участие в африканской кампании). Сначала существовал только I/JG27. В январе 1940 г сформирован II/JG27, а в июле 1940 г – III/JG27 (на базе I/JG1). Эскадра в составе 3-го Люфтфлотте приняла участие во французской кампании и в Битве за Англию; причем штаб базировался на Шербур, I/JG27 – на Плюмто, II/JG27 – на Крептон, а III/JG27 – на Каркебю.
В ноябре 1940 г JG27 была переброшена в Германию, после чего II и III/JG27 дрались на Балканах, а I/JG27 был послан в Северную Африку. В конце 1941 г все три Группе JG27 собрались в Северной Африке, где сражались до ноября 1942 г. После изгнания из Туниса, в 1943 г, JG27 оказалась разбросанной по всему Средиземноморью, а с 1944 г Эскадра «Африка» сражалась во Франции и в Германии.
ЯГДГЕШВАДЕР-51 (JG51)
Командир: майор Вернер Мельдерс
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: голова орла в голубом круге.
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: создание JG51 началось еще 1.04.37 г, когда в Бад-Альбиге (Бавария) был сформирован I/JG51 (первоначально - I/JG135). Однако полностью Эскадра оформилась в боевую часть только на рубеже 1939-1940 гг., когда в ее состав вошли I/JG76 и I/JG20, переформированные в II и III/JG51. Летом 1940 г их дополнил I/JG77, преобразованный в IV/JG51. Боевой дебют Эскадры состоялся в Нидерландах, впоследствии она участвовала в Битвах за Францию и Англию. В это время части JG51 базировались на Виссан, только III/JG51 находился в Сен-Омере; Эскадра ринадлежала 2-му Воздушному флоту.
По окончании Битвы за Англию, после реорганизации, JG51 продолжала оставаться на Западном фронте до мая 1941 г, а затем приняла участие в нападении на СССР (на центральном участке Восточного фронта). Летчики JG51 сражались над Брянском, Бобруйском, Тулой, Москвой. После смерти 24 ноября 1941 г. знаменитого аса Вернера Мельдерса JG51, долго сражавшаяся под его руководством, стала носить название "Мельдерс".
ЯГДГЕШВАДЕР-52 (JG52) "ФЛЮГЕЛЬШВЕРТ" ("КРЫЛАТЫЙ МЕЧ")
Командир: майор фон Мерхарт
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: щит, вертикально разделенный крылатым мечом на красное и синее поля.
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: В начале 2-й Мировой войны JG52 находилась на границе с Францией и приняла участие в спорадичных схватках периода "Сидячей войны" 1939-1940 гг.; впоследствии Эскадра сражалась во Франции и в Битве за Англию. В это время JG52 состояла только из штаба Эскадры и 2-х полков. Штаб и I/JG52 базировались на Кокэлль, II/JG52 – на Пеплянж; организационно Эскадра подчинялась 2-му Воздушному Флоту.
В 1941 г Эскадра принимала активное участие в Балканской кампании и в нападении на СССР (в составе Группы Армий "Юг"). Воюя на Восточном фронте - на Украине, в Крыму, под Сталинградом, на Кавказе, на Кубани - Эскадра "Крылатый Меч" добилась небывалых успехов и стала самым результативным истребительным подразделением Люфтваффе.
ЯГДГЕШВАДЕР-53 (JG-53) "ПИК-АС" ("ТУЗ ПИК")
Командир: майор Ганс-Юрген Краман-Тойбадель
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: черный "Туз Пик" в белом ромбе.
Самолет: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: Эскадра создана еще в 1937 г (под другим номером) и состояла из 2-х Групп; осенью 1939 г был сформирован еще один полк. Эскадра в мае 1940 г сражалась над "Линией Зигфрида", принимала участие во французской кампании, а затем - в составе 3-го Воздушного Флота - в Битве за Англию. В это время штаб JG53 базировался на Шербур, I/JG53 – на Ренн, II/JG53 – на Динан, а III/JG53 – на Санпи-ан-Брест.
В 1941 г "Туз Пик" была перебазирована в Рейх; в июне того же года Эскадра приняла участие в нападении на СССР - в составе 4-го Воздушного Флота из Группы "Юг". Но в декабре 1941 г Эскадра была выведена из России – на Сицилию и в Северную Африку. Впоследствии «Туз Пик» воевал в Италии, Румынии и Венгрии, а в 1944 году – в ПВО Германии.
ЯГДГЕШВАДЕР-54 (JG54) "ГРЮНХЕРЦ" ("ЗЕЛЕНОЕ СЕРДЦЕ")
Командир: майор Мартин Меттиг
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: Зеленое сердце с тонкой белой окантовкой.
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: дивизия создана в 1939 г из 3-х самостоятельных авиаполков I/JG21, I/JG70 и I/JG76. Участвовала во французской кампании и в Битве за Англию (в составе 2-го Люфтфлотте), в это время штаб Эскадры базировался на Кампань, I/JG54 и III/JG54 – на Гин, а II/JG54 – на Хермалинген.
По окjнчании Битвы за Британию JG54 отдыхала в Германии, затем с румынских аэродромов атаковала Югославию. В составе 1-го Воздушного Флота приняла участие в нападении на СССР, сражалась над Прибалтикой и Ленинградом, базируясь на аэродромы Сиверская, Гатчина, Красногвардейск, Вязьма и Виипури (Финляндия).
ЯГДГЕШВАДЕР-77 (JG77) "ХЕРЦ-АС" ("ТУЗ ЧЕРВЕЙ")
Командир: гауптман (капитан) Франц Гейнц Ланге
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: красный туз в белом ромбе, окантованном черной полосой.
Самолет: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: К началу 2-й Мировой войны в этой Эскадре существовал только один полк - I/JG77, который в составе 4-го Воздушного Флота принял участие в польской кампании. Но уже в июле 1940 г он был переформирован в IV/JG51. В апреле 1940 г был создан II/JG77, а несколько позднее из II/JGr186 сформировали III/JG77. В июне Эскадра пополнилась сформированным на аэродроме Деберитц I/JG77. Этот полк до августа 1940 г в составе JG51 принимал участие в первой, предварительной фазе Битвы за Англию, а накануне решительного воздушного наступления немцев он был отведен в Германию, где уже находился III/JG77. Таким образом, в решающих фазах Битвы сражался только II/JG77; подчинявшийся 5-му Люфтфлотте. Он базировался на Ставангер и Тронхейм в Норвегии, и оттуда совершал дальние рейды против британских авиабаз, находившихся на севере Англии.
Впоследствии, в 1941 г, JG77 сражалась над Балканами и Критом, затем - на юге СССР (Одесса, Ростов-на-Дону, Таганрог). В октябре 1942 г I и II/JG77 были срочно переброшены в Тунис; после поражения Африканского корпуса они отступили на Сицилию, где уже находился и III-й полк. В конце войны Эскадра "Херц-Ас" вошла в систему обороны Рейха.
I(J)/LG2
Командир: майор Ганс Трубенбах
ЭМБЛЕМА ЭСКАДРЫ: в это время единой эмблемы эскадры не существовало
Самолет на август 1940 г: Мессершмитт Bf.109E
ИСТОРИЯ: Смешанная истребительно-штурмовая "учебная" дивизия LG-2 являлась элитной частью Люфтваффе и предназначалась для отработки новых приемов ведения войны в воздухе. Один полк этой дивизии был оснащен одномоторными истребителями Bf-109 и занимался разработкой тактики ведения воздушных боев; два других полка являлись штурмовым и разведывательным.
В составе 1-го Люфтфлотта 1.09.39 г I(J)/LG2 принял участие в нападении на Польшу, где действовал под командой майора Трубенбаха на северном участке фронта. В мае 1940 г полк активно участвовал в нападении на Францию, атакуя ее на северном участке. Причем некоторое время пилоты полка были вынуждены квартироваться в... женском монастыре! Во время Битвы за Англию I(J)/LG2 подчинялся командованию 2-го Люфтфлотте и базировался на Кале - в непосредственной близости от противника. Причем этому полку вместе с JG51 довелось начинать Битву: после захвата Франции I(J)/LG2 не отошел на отдых, как другие части, а сразу же приступил к схваткам над Ла-Маншем. Весной 1941 г полк под руководством нового командира Герберта Илефельда воевал на Балканах, потом помогал захватывать остров Крит. В январе 1942 г эта часть прекратила свое отдельное существование, так как была переформирована в стандартный армейский истребительный полк I/JG77.