Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
08:52 

«Альбатрос» - грозная птица кайзера

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 Albatros DIII Eduard Profipack (700x370, 66Kb)

В конце 1915 года в небе Европы безраздельно властвовали германские истребители-монопланы Фоккер Е.I. Однако в начале 1916 года ситуация кардинально изменилась: появившиеся на фронте французские бипланы Ньюпор, обладавшие лучшей маневренностью, перехватили инициативу, и теперь перевес в воздухе был на стороне истребителей Антанты. Обеспокоенное этим командование предложило германским самолетостроительным фирмам срочно скопировать Ньюпор-11, чтобы повысить шансы немецких летчиков в бою. Некоторые фирмы пошли указанным путем, однако инженеры компании «Альбатрос» Телен и Шуберт создали свой собственный самолет оригинальной, революционной конструкции. Это был аппарат с фюзеляжем типа полумонокок с работающей фанерной обшивкой, отличавшийся от полотняных Ньюпоров повышенной прочностью и надежностью. Новый самолет, получивший обозначение D I, облетывал знаменитый немецкий ас Бельке, который остался очень доволен этим аэропланом. В результате к осени 1916 г. несколько авиационных отрядов было перевооружено на новый истребитель.

«Альбатрос» D.I и D.II
02 Альбатрос Д1 (700x329, 25Kb)

На момент создания «Альбатрос» D.I являлся наиболее аэродинамически совершенным и хорошо вооруженным самолетом мира. Шестицилиндровый рядный двигатель «Мерседес» D.III (160 л.с.) был удачно вписан в фюзеляж - почти полностью скрыт внутри корпуса, наружу выступали только головки цилиндров. Плоские радиаторы «Виндхофф» крепились по бортам перед кабиной, и хотя они несколько нарушали чистоту аэродинамической формы фюзеляжа, все же создавали значительно меньшее сопротивление, чем широкие капоты истребителей Антанты. Мощности двигателя вполне хватило для установки дополнительного, второго курсового пулемета «Шпандау», что сделало вес бортового залпа этого истребителя непревзойденным для того времени. Такой состав вооружения был предварительно испытан на бипланах Хальберштадт и Фоккер, однако из-за недостаточной мощности двигателей этих машин на серийных истребителях тех типов он не устанавливался.
Мощный двигатель, второй пулемет и работающая фанерная обшивка определили значительный вес нового самолета. В результате относительно большая нагрузка на крылья не позволяла самолету D.I в маневренном бою на равных сражаться с более легкими истребителями противника. Однако высокая скорость полета давала возможность пилоту выбирать тактически выгодный момент для нападения и выходить из боя при угрозе атаки со стороны неприятеля, а усилившаяся мощь огня предоставляла немецкому пилоту дополнительное преимущество в воздушной схватке.
Эти достоинства сделали новый «Альбатрос» весьма популярным среди немецких пилотов. Уже в первом своем бою 17 сентября 1916 г новые «Альбатросы» сбили 5 британских «Де Хевиллендов» без потерь со своей стороны. Руководил «Альбатросами» в этой схватке знаменитый германский ас Освальд Бельке.
Однако первые же бои выявили и главный недостаток самолета - плохой обзор верхней полусферы из кабины из-за высоко расположенного верхнего крыла. Поэтому было произведено всего около 50 машин серии D.I, после чего в производство пошел новый вариант – D.II, на котором верхнее крыло было опущено ближе к фюзеляжу и изменена конструкция его кабана. Кроме того, два боковых радиатора охлаждения двигателя на верхнем крыле заменили на один продольный, заметно уменьшив лобовое сопротивление, что позволило самолету выиграть несколько километров скорости. В результате самолет «Альбатрос» D.II представил собой довольно совершенную для того времени аэродинамическую конструкцию, и потому выпускался в достаточно больших для первой половины войны количествах - всего было произведено 275 самолетов. По лицензии эти машины строились и в Австрии.
Кроме того, на основе конструкции D.I был создан поплавковый истребитель «Альбатрос» W 4 (произведено 118 машин). Этот флотский самолет отличался увеличенными размерами планера, несколько другим по форме фюзеляжем и хвостовым оперением. Однако нельзя сказать, что данный аэроплан получился очень удачным: его поплавки были недостаточно прочными и часто ломались, возникали проблемы с охлаждением двигателя.
альбатрос w4 (700x312, 58Kb)

Появление истребителей «Альбатрос» на фронте помогло исправить тяжелое положение германской авиации. В течение 1916-1917 гг. эти истребители, поступившие во многие немецкие авиаотряды, одерживали многочисленные победы над слабовооруженными самолетами Антанты. На «Альбатросах» первых серий воевали многие известные летчики Германии, например Бельке и Рихтгофен.

Тактико-технические данные самолета «Альбатрос» D.I (D.II):
Взлетный вес 921 кг (898 кг); площадь крыла - 24,9 кв. м; шестицилиндровый рядный двигатель «Мерседес» D.III - 160 л.с.; максимальная скорость – 160 (165) км/ч; потолок - 5180 м; время набора высоты 1000 м - 5 мин 30 сек; время полета - 1,5 часа.


Альбатрос» D.III
03 Schafer_Kарл_AlbD3 (700x288, 31Kb)

Летный состав строевых частей не успел еще как следует освоить истребитель «Альбатрос» D.II, а специалисты фирмы уже приступили к работе над следующей модификацией этого самолета. Перед конструкторами Теленом и Шубертом была поставлена сложная задача. При том же двигателе, что и у D.II, за счет совершенствования аэродинамики они должны были увеличить максимальную скорость и скороподъемность, сохранив и даже улучшив маневренность машины.
Сохранившееся превосходство Ньюпоров в маневренности над ранними «Альбатросами» побудило немцев скопировать схему несущих поверхностей трофейного французского истребителя-полутораплана Ньюпор-17. Нижнее крыло германского аэроплана было уменьшено в размерах, стало однолонжеронным, а вместо параллельных межкрыльевых стоек, установили V-образные «ньюпоровские» стойки. Размах верхнего крыла был несколько увеличен, законцовки стали скошенными, а само крыло, из-за скоса ставшее похожим на птичье, было приподнято над фюзеляжем, что улучшило обзор из кабины пилота. Фюзеляж «Альбатроса» D.III практически остался таким же, как у D.II. Одновременно на самолет поставили только что разработанный новый двигатель "Мерседес" D.IIIa, форсированный до 175 л.с. (за счет повышения степени сжатия).
04 альбатросы д2 и д3 сбоку (692x300, 81Kb)
05 альбатросы д2 и д3 сверху (700x240, 33Kb)
Отличия истребителей «Альбатрос» D.II и D.III

В сентябре 1916 г. прототип D.III был поднят в воздух. Новый самолет представлял собой деревянный полутораплан с фюзеляжем типа полумонокок. Изменение схемы машины с бипланной на полуторапланную почти приравняло маневренность «Альбатроса» к более легкому Ньюпору, обладавшему меньшей нагрузкой на крыло. Кроме того, уменьшение нижней плоскости позволило улучшить обзор вперед-вниз, а повышение энерговооруженности за счет более мощного мотора обеспечило прирост максимальной скорости и скороподъемности (примерно в 1,5 раза!) при сохранении прочих характеристик на должном уровне. Кроме того, конструкция фюзеляжа обеспечивала более высокую боевую живучесть, чем у истребителей Антанты. Все это сделало «Альбатрос» D.III в глазах немецких пилотов лучшим истребителем своего времени.
Самолет и командованием был признан удачным, после чего его сходу запустили в серию. В декабре 1916 D.III начали отправлять на фронт, а уже в начале 1917 года для увеличения объемов производства к выпуску «Альбатроса» подключился авиазавод "Остдойч Альбатрос Верк" (OAW) в Шнейдемюле. До мая 1917 г., когда сборку D.III прекратили в пользу очередной модификации D.V, немцы успели построить 1340 экземпляров этого истребителя (из них 840 - на заводе OAW).
Конец 1916 г. не предвещал Антанте особых изменений в расстановке сил в воздухе - «Бристоли» и Ньюпоры достаточно уверенно контролировали ситуацию, а «Альбатросов» D.I и D.II в войсках Германии было еще немного. Но в январе 1917-го на фронт прибыли первые D.III, а к концу весны на них воевали уже 37 эскадрилий - более 2/3 истребительной авиации Германии. В этот период они, благодаря новому самолету, добились полного превосходства над истребителями Антанты. В течение всего шести недель немцы полностью восстановили статус-кво в воздухе. Апрель этого года вошел в историю британской авиации как "кровавый апрель". "Альбатросы" нанести значительный урон авиации противника; при этом больше всего было уничтожено устаревших разведывательных самолетов В.Е.2 и R.E.8. Увеличилось и количество немецких асов. Например, легендарный барон Манфред фон Рихтгофен за апрель сбил 21 вражеский самолет и удвоил счет своих побед, а его красный «Альбатрос» сеял ужас в рядах английских летчиков. Всего же за период между 1 апреля и 5 мая немцами было уничтожено более 300 британских самолетов.
В течение 1917 г самолет активно применялся на всех европейских фронтах, а также, в составе турецких ВВС, - в Месопотамии и в Палестине. Однако появление новых истребителей Антанты Спад S VII, SE-5 и Сопвич "Кэмел" вскоре свело на нет преимущества "D-третьего". Тем не менее, эта машина широко применялась на Западном фронте до конца года, а на второстепенных фронтах (в Македонии, Палестине и Месопотамии) - до конца Мировой войны.
В процессе эксплуатации Альбатроса D III выявились недостатки в системе охлаждения двигателя. В частности, при простреле водорадиатора, установленного в центроплане верхнего крыла по оси симметрии самолета, кипяток заливал кабину летчика, что послужило причиной ряда катастроф. Пришлось сдвинуть его вправо на 40 см. На самолетах, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом, иногда ставили по два радиатора. С отрицательной стороны проявила себя и "ньюпоровская" конструкция нижнего крыла: на больших скоростях (особенно во время пикирования) его скручивало вокруг лонжерона. Именно по этой причине в одном из полетов едва не погиб знаменитый Рихтгофен. Попытка устранить этот недостаток была предпринята только на следующей модификации - истребителе «Альбатрос» D V. Из-за вышеперечисленных недостатков уже в мае серийное производство «тройки» прекратилось в пользу новой модификации, но отдельные экземпляры D.III встречались на западном фронте еще весной 1918 года, а в 1919-1920 гг. несколько «Альбатросов» D.III состояло на вооружении польской авиации.

Тактико-технические данные самолета «Альбатрос» D.III:
Взлетный вес 886 кг; площадь крыла - 23,6 кв. м; шестицилиндровый рядный двигатель «Мерседес» D.IIIа - 170 л.с.; максимальная скорость - 175 км/ч; потолок - 5500 м; время набора высоты 1000 м - 3 мин 57 сек; время полета - 1,5 часа.


Albatros D.V
06 альбатрос д5 биллика (700x285, 45Kb)

К началу мая 1917 года немцам стало ясно, что истребители D.III начинают уступать новым машинам Антанты, спешно брошенным союзниками в бой против «Альбатросов». Конструктор Роберт Телек планировал усовершенствовать истребитель в новой версии D.IV, но работы над этой моделью оказались неудачными. В результате он разработал «Альбатрос» D.V – облегченную версию истребителя D.III с улучшенной аэродинамикой, измененной формой хвостового оперения и фюзеляжем овального сечения. Истребитель D.V представлял собой биплан деревянной конструкции с фанерно-полотняной обшивкой; самолет незначительно отличался от D.III. Конструкторы сохранили схему полутораплана, зато переработали фюзеляж. Теперь он имел шесть лонжеронов, но толщину обшивки уменьшили с 9 до 6 мм; уменьшили и толщину шпангоутов. Все это дало выигрыш 50 кг массы (однако это – в «сухом весе», взлетный же вес даже увеличился из-за более объемных топливных баков). Фюзеляж получил овальное сечение по всей длине. Хвостовое оперение было такое же, как на D.III, только руль направления приобрел эллиптическую форму. За головой пилота установили треугольный обтекатель, но на практике обтекатель часто снимали, так как он ограничивал обзор назад.
К сожалению немцев D.V не имел существенных преимуществ перед D.III и, тем более, - перед новыми истребителями союзников; однако в руках опытных пилотов он все еще оставался довольно грозным оружием. Тем не менее, новый самолет оказался менее удачен, чем его предшественники: облегчение конструкции привело к снижению прочности, недостаточной была и жесткость крыльев. Проблемы с вибрацией и срывом нижнего крыла спорадически проявлялись уже на D.III, но на D.V они встали в полный рост. При выводе самолета из глубокого пикирования на «пятерке» часто происходило разрушение нижнего крыла или крепления распорок крыла. Эти узлы попытались усилить, но до конца войны решить проблему так и не удалось. Стало ясно, что схема полутораплана совершенно не годится для тяжелого самолета, и эта конструкторская ошибка привела к многочисленным авариям и катастрофам.
В довершение всех этих проблем выяснилось, что летные характеристики машины почти не превышали данных «Альбатроса» D.III, и в середине 1917 года уже не отвечали требованиям времени. Тем не менее, отсутствие полноценной замены вынуждало немцев сохранять на вооружении этот морально устаревший и небезопасный для собственных пилотов истребитель вплоть до появления «Фоккера» D.VII. В результате «Альбатрос» D.V находился в серийном производстве с апреля 1917-го до весны 1918 года. В октябре 1917 года на вооружение был принят истребитель D.Va, ставший дальнейшим развитием D.V. В сущности, это была все та же «пятерка», у которой только несколько повысили прочность крыльев. Всего было выпущено около 900 истребителей D.V и 1662 D.Va.
07 альбатрос д5а Моритц (700x280, 47Kb)
Истребитель «Альбатрос» D.5a

Истребители D.V и D.Va широко использовались как на Западном фронте, так и на Восточном, итальянском и палестинском фронтах.

Тактико-технические данные самолета «Альбатроса» D.V (D.Va):
Взлетный вес 908 (937) кг; площадь крыла - 20,86 кв. м; шестицилиндровый рядный двигатель «Мерседес» D.IIIаu - 200 л.с.; максимальная скорость – 180 (175) км/ч; потолок - 5500 м; время набора высоты 1000 м – 4 мин; время полета - 2 часа.


08 Cover (633x490, 26Kb)
Истребитель «Альбатрос» D.5a в бою



Австро-венгерские варианты «Альбатроса»

09 Оефаг Бенша (700x285, 40Kb)
Австрийский истребитель Oeffag 153 серии

Осенью 1916 года немцы передали лицензию на строительство «Альбатросов» D.III своим союзникам – австрийцам. Австрийская авиафабрика Flugzeugfabrik AG (Oeffag) начала поставлять новый истребитель войскам в мае 1917 года.
Австрийские «Альбатросы» строились в трех основных версиях (серия 53.2, 153, 253), на которых стояли двигатели Австро-Даймлер различной мощности (185, 200, или 225 л.с. соответственно). Эти двигатели превосходили германский Mercedes D.IIIa по мощности, что определило более высокие летные качества австрийских «Альбатросов». К тому же на большинстве австрийских «птичек» торчавшие из капота головки цилиндров двигателей были заключены в обтекатели, что заметно улучшило аэродинамику истребителя.
На первых Oeffag австрийские летчики зачастую снимали обтекатель винта, поскольку тот имел тенденцию отпадать в полете. Поэтому с началом производства версии 153 завод перестал устанавливать коки винта, для сохранения аэродинамики скруглив носовую часть капота. К удивлению немцев испытания в аэродинамической трубе показали, что закругленный нос эффективнее снятого кока – скорость истребителя увеличилась на 14 км/ч!
Все варианты Oeffag были вооружены двумя 8-мм пулеметами Шварцлозе; на большинстве самолетов они были встроены в фюзеляж и стали недоступны для пилота. Правда, Шварцлозе оказались несколько менее надежны, чем немецкие пулеметы LMG 08/15, что временами оставляло австрийских летчиков безоружными в самый разгар схватки. Из-за этого по многочисленным просьбам пилотов на последних выпусках серии 253 пулеметы были перенесены в верхнюю часть фюзеляжа.
09 оеффаг серии 253 (700x347, 42Kb)
Австрийский истребитель Oeffag 253 серии

Инженеры фирмы Oeffag заметили проблемы с крылом D.III и модифицировали нижнее крыло, использовав более толстый набор. Эти изменения, а также ряд других усовершенствований решили, в основном, те проблемы, что мучили немцев на D.III. В результате истребители Oeffag (особенно - начиная с серии 153) превосходили по летным характеристикам своего германского прародителя. А самолеты серии 253 вообще считаются лучшими истребителями Австро-Венгерской империи. Австрийская «птичка» оказалась весьма надежной и эффективной, а потому быстро приобрела огромную популярность среди летчиков «лоскутной империи». Истребители Oeffag широко применялись на итальянском фронте с лета 1917 года вплоть до конца войны. В 1919 году 38 машин закупила Польша, которая использовала их в боях против Красной армии. Еще 4 истребителя в том же году приобрела Чехословакия. Всего было произведено более 580 истребителей Oeffag D.III (45 самолетов 53,2 серии, 281 самолет 153 серии и более 250 самолетов 253 серии).

Тактико-технические данные самолета Oeffag D.III серии 153 (253):
Взлетный вес - 964 (1005) кг; площадь крыла - 20,64 кв. м; рядный двигатель Austro-Daimler - 185 (225) л.с.; максимальная скорость – 188 (202) км/ч; потолок – 5800 (6000) м; время набора высоты 1000 м – около 3 мин; время полета – 1,5 часа.


10 оеффаг в бою (700x379, 205Kb)
Истребитель «Альбатрос» Oeffag в бою

URL
Комментарии
2012-07-28 в 09:22 

Классная статья! Информативно, логично и кратко.
Посмотрел все твои заметки и статьи размещённые здесь, очень понравилось. Так держать!

2012-07-28 в 17:41 

aviator_bob
На счет оригинальности конструкции, вообще то первым, кто применил технологию полумонококовой обшивки на этой фирме, был Эрнст Хейнкель, Телен и Шубенрт использовали его наработки. А вот концепция одноместного аппарата действительно была оригинальна, до них ник то не решался использовать «тяжелый» 150-сильный мотор для легкого скаута.
О широких капотах, странно кроме Спада 7 с его лобовым водорадиатором, что то не могу припомнить другие типы на этот момент, а конструкции Бершеро в аэродинамическом смысле, мало в чем уступали немецким конструкциям. Что касается аэродинамики, то вы сами упомянули о австрийском казусе.
Вообще то Фоккеры со спаренными курсовыми пулеметными установками производились серийно, это модели Е4, Д3 и Д4. Изюминка пулеметной установки Альбатроса заключалась в установке новой модели синхронизатора, работавшего на электро-магнитной основе, в отличие от ненадежных механических гаджетов, разработанных на фирме Фоккера.
Что касается проблем с нижним крылом то она существовала во всех моделях этой машины с полуторопланной схемой. Проблема заключалась в однолонженронной конструкции нижних консолей крыльев, и ни какие усиления конструкции её кардинально решить не могли.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная