Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 ла5 кошмарный сон тузов (700x474, 291Kb)

Часть 2.2. «Я на «Лавочке» сидел…» (асы истребителя Ла-5)

Как уже говорилось, «Лавочка» была принята фронтовыми летчиками с восторгом. Пилотом импонировали как высокие скорость и огневая мощь самолета, его хорошие скороподъемность и маневренность, так и уникальная для отечественных истребителей живучесть машины. На этом фоне некоторые недостатки «Лавочки» (такие, как слишком высокая температура в кабине из-за греющегося мотора) воспринимались уже менее обостренно – русский человек способен терпеть неудобства, если они оправданы высокими боевыми качествами техники. А «Лавочка» дала возможность советским летчикам чуть ли не впервые с начала войны почувствовать себя на равных с противником. И поэтому неудивительно, что среди пилотов, летавших на «переделанном Рояле», выросло большое количество асов, имевших высокие победные счета. Причем очень многие из этих летчиков вполне благополучно дожили до конца войны, чему в немалой степени они были обязаны не только своим талантам, но и качествам доставшегося им самолета…
Всех асов, летавших на «Лавочке», перечислить в рамках небольшого поста затруднительно, поэтому я разместил биографии некоторых пилотов, которые мне показались наиболее интересными.


Евстигнеев
Кирилл Алексеевич
(53+3 победы)

02 евстигнеев и ла (700x397, 87Kb)

Кирилл Евстигнеев (1917 – 1996) окончил Бийскую авиашколу в декабре 12940 г и остался в этом училище инструктором. На фронт попал только в марте 1943 г – в составе 240-го ИАП, вооруженного истребителями Ла-5. в конце марта Кириллу пришлось выдержать серьезный экзамен: оторвавшись от ведущего, он вступил в одиночку в бой против 9-ти Ju-88 и 4-х Bf-109. В ожесточенной 20-минутной схватке Евстигнеев подбил 1 Юнкерс и уничтожил 1 Мессершмитт.
В июле Евстигнеев вместе со своим полком принял активное участие в Курской Битве, уничтожив в ней в 27 боях 9 вражеских самолетов. Но 5 августа Кирилл при спокойном патрулировании, полном отсутствии вражеских самолетов и зенитного огня был неожиданно сбит. При этом он даже не понял - как и кем; это было очень похоже на атаку немецкого аса - "свободного охотника". С большим трудом Евстигнеев сумел покинуть пылающий "Лавочкин", и с сильными ожогами и простреленными ногами угодил в прифронтовой госпиталь.
Осенью 1943 г вернувшийся в свой полк Евстигнеев принял участие в боях за Днепр. Так, в октябре 8 Ла-5 под командой Евстигнеева провели над Днепром тяжелый бой против 27-и Ju-87 и 12 Bf-109; в этой схватке советские летчики уничтожили 7 германских самолетов, 3 из которых - на счету Кирилла. После окончания "Битвы за Днепр" Кирилл был награжден за 55 проведенных в этом сражении боевых вылетов и 16 уничтоженных самолетов орденом Суворова III-й степени.
Весной 1944 г Кирилл едва не погиб: проверяя, можно ли приступать к боевым вылетам, он совершил опаснейший взлет с раскисшего аэродрома, с трудом оторвавшись от земли на самом краю взлетной полосы. Однако при посадке «Лавочкин» все-таки скапотировал; самолет встал стоймя на нос, но к счастью Кирилла не перевернулся...
В конце мая 240-й ИАП принял участие в боях северо-западнее Ясс, прикрывая с воздуха 52-ю Армию. В эти дни друг Кирилла ГСС капитан Кожедуб сбил 4 самолета, доведя свой счет до 43-х побед, а капитан Евстигнеев - 5 самолетов (44 победы). За бои над Молдавией и Румынией Кирилл был награжден Британским Крестом Рыцарства V степени. К этому времени его счет уже дошел до 49 воздушных побед. После окончания Ясских боев Евстигнеев занимается обучением и "натаскиванием" молодого пополнения, но вскоре из-за проявившейся язвы желудка был направлен в Москву на лечение, где и пробыл до начала сентября. Здесь его и застал Указ от 2-го августа о присвоении капитану Евстигнееву звания Героя Советского Союза.
К моменту возвращения Евстигнеева в полк получивший звание Дважды Героя Советского Союза Иван Кожедуб был переведен в особый истребительный полк Асов-Охотников 1-го Белорусского Фронта, и Евстигнееву, как лучшему асу полка, была передана принадлежавшая до этого Кожедубу дарственная машина "От колхозника Конева...".
В первых числах октября 178-й ГИАП (бывший 240-й ИАП) вместе с наземными войсками вступил в бои за освобождение Венгрии. 7-го октября, отбомбившись по немецким позициям, Евстигнеев атаковал на своем "Лавочкине" снизу группу не заметивших его Фокке-Вульфов и сбил одного из них. При заходе на второй "Фоккер" его самолет получил попадание снаряда, наполовину перебившего тягу руля высоты. Тем не менее, Кирилл смог долететь на поврежденной машине до аэродрома, но после посадки - во время проверки степени повреждения - тросик сразу же лопнул: от гибели в полете Кирилла отделяло совсем немного...
Вновь Евстигнеев отличился в середине октября, во время Дебриценской операции: при преследовании уходящей восьмерки "Фоккеров" Кирилл с дистанции 400 (!) метров сбил замыкающий FW-190, попав ему точно в мотор!
23-го февраля Евстигнееву за 55 побед было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Всего же за 2 года участия в войне гвардии майор Кирилл Евстигнеев совершил 300 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, в которых уничтожил 56 вражеских самолетов (53 лично и 3 - в группе).


Попков
Виталий Иванович
(41+13 побед)

03 попков и ла (700x418, 119Kb)

Виталий Попков (1922 - 2010) – известный советский ас, прообраз Кузнечика из знаменитого фильма «В бой идут одни «старики». Виталий сдавал выпускные экзамены в Чугуевском военном авиационном училище, когда пришла весть о начале войны с Германией. На фронт сержант Попков попал только в марте 1942 г (на Калининский Фронт); его определили в 5-й ГИАП. Однако вскоре за какую-то провинность он был наказан - отстранен от полетов и назначен "вечным дежурным" по аэродрому. Однажды в июне, заслышав в небе звук немецких моторов, Попков дал сигнал тревоги, после чего прыгнул в первый попавшийся истребитель и взлетел навстречу врагу. Сманеврировав, зашел на противника со стороны солнца, длинной очередью сбил ведущего, ведомый же поспешно удрал, заметив, что с аэродрома взлетели еще несколько самолетов. После посадки из одного истребителя вылез полуодетый комполка и спросил Попкова: «Что же вы второго не сбили?» «Не успел, товарищ командир, вы их своим нижним бельем распугали» ответил Виталий. Комполка тут же отменил свое наказание и Попков вернулся к боевой работе. Впоследствии этот эпизод вошел в фильм Леонида Быкова "В бой идут одни "старики", который консультировал В.Попков.
Впервые Виталий отличился в августе 1942 г, в тяжелом бою над Ржевом. Тогда Попков уничтожил 3-й самолет врага, но и сам был сбит (заметив, что "Мессер" зашел в хвост ЛаГГу командира, успел прикрыть его своим самолетом, и принял весь огонь на себя). Совершив затяжной прыжок, облитый горящим бензином Виталий дернул кольцо парашюта уже недалеко от земли. Но прогоревший купол сразу же сложился, и летчик пролетел еще несколько десятков метров в свободном падении. К счастью, Попков упал в болото. Это смягчило удар и спасло пилоту жизнь. С большим трудом Виталий выбрался по стропам парашюта из глубины болота и к вечеру вышел к своим, удивив однополчан, посчитавших его погибшим.
В декабре 1942 г перевооружившийся на истребители Ла-5 5-й ГИАП вступил в Сталинградскую битву. В этих боях Виталий уничтожил 5 самолетов врага.
Вновь Виталий отличился в августе 1943 г под Харьковом: при отражении восьмеркой Ла-5 атаки 24-х германских самолетов командиру звена Попкову пришлось вступить в бой с "известным германским асом". После длительной головокружительной дуэли Виталий смог зайти немецкому асу в хвост и расстрелять его, при этом чудом избегнув смерти от прикрывавших "оранжевого" "Мессеров". Кроме уничтоженного "Мессера" аса в этом бою Попков сбил еще 2 бомбардировщика, одержав, таким образом, за один вылет 3 победы. Вполне возможно, что "оранжевый ас" - это Бертольд Кортц из JG-52 (113 побед), погибший 16 августа 1943 г.
В сентябре 1943 г Попков стал Героем Советского Союза и командиром эскадрильи. Его эскадрилья пользовалась особым доверием командования: практически каждую операцию полкового масштаба начинало подразделение Попкова. Эскадрилья и в самом деле была особенной - к концу войны в ней было 11 Героев!
В боях за правое побережье Днепра Виталий довел счет своих побед до 30. В июльских боях за Львов эскадрилья Попкова обеспечивала работу пикировщиков Пе-2. В одном из таких вылетов Виталий прикрывал отход от цели отбомбившихся "Пешек" и выходящих из боя с израсходованным горючим истребителей, ведя бой последовательно - 12 против 16, затем - 4 против 13, а потом - 2 против 13! В этой схватке немцы потеряли 5 машин, а русские - 1. Последнюю фазу боя Попков и его ведомый Пчелкин провели против 11-ти германских истребителей с полностью израсходованным боезапасом; и все-таки они смогли вырваться из плотного кольца врагов и вернуться на свой аэродром.
В зимнем наступлении на Германию эскадрилья Попкова вновь была главной ударной силой полка. Так, 16-го февраля 1945 г в районе Одера Виталий во главе шестерки "Лавочкиных" провел бой против 26 немецких самолетов, уничтожив 5 германских машин без потерь со своей стороны. А 1-го мая 1945 г в бою над Берлином Виталий уничтожил свой последний, 41-й самолет врага (FW-190). За такой выдающийся счет побед, и за мужество и отвагу, проявленные в боях, капитан В.Попков в июне 1945 г был награжден 2-й Звездой ГСС.
После войны Виталий Иванович командовал авиаполком, окончил Академию Генерального Штаба, работал в центральном аппарате Министерства Обороны.
Всего за время войны В.И.Попков совершил 476 боевых вылетов и провел 117 воздушных боев, в которых он сбил лично 41 вражеский самолет, и еще 13 - в группе. Одну из этих побед Виталий Иванович одержал при помощи воздушного тарана.


Серов
Владимир Георгиевич
(39+6 побед)

04 серов и ла (700x374, 113Kb)

Владимир Серов (1922-1944) окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков в 1941 г. Служил в 16-м запасном авиационном полку. С апреля 1942 года сержант В. Г. Серов в действующей армии, защищал небо Ленинграда.
Обаятельный и весёлый, не терявший чувства юмора в самых безвыходных ситуациях, он был любимцем 159-го ИАП - полка асов Ленинградского фронта.
В июле 1943 года набравшийся боевого опыта Владимир стал заместителем командира эскадрильи Петра Лихолетова. В одном из боёв над станцией Новый Быт Серов и Лихолетов сбили 2 Bf.109, но были взяты в клещи, и противнику удалось подбить самолёт Лихолетова. Оставшись один, Серов сделал невозможное и прикрыл опускавшегося с парашютом товарища от атак немцев.
К 1944 году, в совершенстве освоив Ла-5, Серов достиг исключительного лётного мастерства, стал бойцом, наделённым почти сверхестественной способностью первым обнаружить противника и мгновенно начать выполнение маневра, ведущего к наиболее эффективному выполнению боевой задачи. Однополчане называли его "хозяином ленинградского неба". Владимир по заслугам считался одним из лучших лётчиков Ленинградского фронта, мастером разведки и штурмовых ударов.
К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. Г. Серов совершил 203 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.
С боевым опытом к этому храброму и одарённому лётчику пришла и тактическая зрелость. Так, 2 апреля, встретив восьмёркой до полусотни вражеских самолётов, он дал команду четвёрке Ла-5 атаковать ударную группу истребителей прикрытия, а сам, выждав момент разворота бомбардировщиков, атаковал их с оголившегося фланга. Группа Серова в этом бою без потерь сбила 7 Ju.87 и Bf.109. Сам он уничтожил 2 самолёта.
Если обстановка требовала, Серов становился предельно дерзок. Так, 7 апреля, встретив в районе Волкова 20 пикировщиков Ju.87, находящихся уже на боевом курсе, он дал команду атаковать их с ходу, плотным строем, в лоб. Группа "Юнкерсов" была расколота, прицельное бомбометание сорвано, в бою были сбиты 3 неприятельские машины. Лидирующего бомбардировщика уничтожил Серов.
До своего самого последнего боя он ни разу не был сбит или ранен. Но 26 июня 1944 г в районе Выборга звено Серова (4 Ла-5) внезапно подверглось хорошо скоординированному удару двух немецких четвёрок: первая взяла на себя роль приманки, вторая - была ударной. Серов сбил "Мессер" из первой четвёрки, но и атака ударных пар немцев была точной - они подбили самолёты Ташлыкова и Сошина. Вскоре был подбит и ведомый Серова - Головачёв. Немцы не преследовали подбитых, а всем скопом продолжали вести бой с оставшимся в одиночестве Серовым. Вскоре он сбил ещё один Bf.109 и, по-видимому, оставшись без боеприпасов, на сходящихся курсах столкнулся с третьим...
Так, в 21 год погиб Владимир Серов, лучший лётчик Ленинградского фронта. 2 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Серов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Общий результат боевой работы летчика: около 300 боевых вылетов, 104 воздушных боя, 39 личных и 6 групповых побед.

Лихолетов
Петр Яковлевич

(25+5 побед)

05 лихолетов и ла (700x364, 91Kb)

Петр Лихолетов (1917-1945) в 1938 г стал летным наблюдателем в разведывательной авиации; в этом качестве он участвовал в Советско-финской войне. В 1940 году Петр окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, а в 1941 году - курсы командиров звеньев. Великую Отечественную войну Петр Лихолетов встретил пилотом 159-го ИАП Ленинградского фронта; летал на МиГ-3 ведомым известного аса Владимира Серова.
В начале 1943 г 159-й ИАП перевооружили на истребители Ла-5. к этому времени Петр Яковлевич уже считался самым умелым и опытным летчиком полка. К середине октября 1943 года командир эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых лично уничтожил 19 и в группе 5 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Петр был удостоен звания Героя Советского Союза.
Но в июне 1944 года Лихолетов попал в авиакатастрофу и получил тяжёлое ранение позвоночника, которое вывело его из строя. К этому времени счет Петра составлял уже 25 личных и 5 групповых побед, одержанных в 382 боевых вылетах и 78 воздушных боях. В войне Петр Лихолетов больше не участвовал, а в июле 1945 г он скончался от последствий полученных травм.

Цыганов
Евгений Терентьевич
(15+8 побед)

06 цыганов и ла (700x510, 90Kb)

Евгений Цыганов (1921 – 1971) был одним из наиболее известных асов знаменитого 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков; в годы войны сражался на Балтике. Защищал Ленинград, Ханко. Особая страница боевой биографии Евгения - охрана «Дороги жизни» на Ладоге. Зимой 1941 - 1942 годов, командуя звеном истребителей И-16, он участвовал в отражении крупных налётов немецких бомбардировщиков на эту трассу, бился с истребителями. В одном из боев совершил таран, уничтожив вражеский истребитель.
В начале 1943 г Евгений Цыганов вместе со своим полком пересел на новый истребитель Ла-5. Ему досталась именная машина «От колхозников и колхозниц Горьковской области», числившаяся в эскадрилье «Валерий Чкалов». Именно на этом самолете Евгений участвовал в одном из самых тяжелых для его полка боев 21 апреля 1943 г, продолжавшемся над Нарвским заливом целых 45 минут. Эту битву капитан Цыганов завершил, одержав 2 личные победы. В мае 1943 года Евгений Цыганов уже парой провёл бой с 6 новейшими истребителями FW-190 и 4 Ме-109. Пятикратное преимущество не помогло врагу. Один Фокке-Вульф Евгений сбил, другие спешно ретировались.
К декабрю 1943 года командир эскадрильи гвардии капитан Е. Т. Цыганов совершил 492 боевых вылета ( из них 120 - на штурмовку и разведку ), и в 65 воздушных боях сбил 14 самолётов противника лично (из них 10 – на именном Ла-5) и 8 – в группе. 22 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Евгений был удостоен звания Героя Советского Союза.
Войну гвардии капитан Е. Т. Цыганов завершил заместителем командира полка. К тому времени он совершил 550 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 8 самолётов противника.
После войны Евгений Терентьевич продолжал службу в ВМФ, окончил две академии, командовал авиационным соединением.


Маресьев
Алексей Петрович
(11 побед)

07 маресьев и ла (700x454, 121Kb)

Имя Алексея Маресьева (1916 - 2001) в советское время было известно каждому школьнику - книгу Бориса Полевого о подвиге этого человека изучали в школе. Маресьев был не единственным летчиком, летавшим без ног, но благодаря фронтовой встрече с журналистом Полевым он стал самым популярным в стране представителем племени героев, не покинувших строй даже после того, как стал инвалидом.
Алексей стал военным летчиком в 1940 г.; служил инструктором Батайского авиаучилища. В начале 1942 г из инструкторов Бaтaйского училища был сформирован летный отряд, в составе которого Мaресьев попал на Северо-восточный фронт в 580-й ИAП. В боях над Демянским плацдармом сбил 4 немецких самолета, но 4.04.42 г был сбит сам. Тяжело раненный при посадке в лес, он 18 дней выбирался по снегу из вражеского тыла, обморозив при этом разбитые ступни ног. Найденный жителями вaлдaйского села Плавни, Алексей был доставлен в госпиталь, где ему из-за начавшейся гангрены ампутировали обе голени. Однако Алексей Мaресьев сумел справиться с отчаянием, освоил протезы и вернулся в авиацию. Его направили в 63-й ГИАП Брянского фронта, где летчик летал на Ла-5ФН вместе с комэском капитаном A.М. Числовым. 6.07.43 г в бою над Курской Дугой Маресьев сбил Ju-87, на следующий день - 2 истребителя (одного Алексей "снял с хвоста" молодого пилота A.С. Петрова, а второго "срезал" в лобовой атаке). 20.07.43 г в составе группы майорa A.A. Федорова (10 Лa-5) отражал атаку на войска 3-й и 63-й Армий 20 Ju-87, прикрытых 24 FW-190; в этом бою Мaресьев сбил 2 FW-190 (всего было уничтожено 13 немецких самолетов). За свой подвиг летчик был награжден Звездой Героя Советского Союза. Впоследствии Мaресьев воевал с 63-м ГИAП в Прибалтике, a в 1944 г в звании майора был переведен в Управление высших учебных заведений ВВС. Всего за время участия в войне Маресьев провел 86 боевых вылетов, в которых сбил 11 самолетов (7 из них - на протезах).
После войны A.П. Маресьев работал в комитете ветеранов войны; с 1956 г он был ответственным секретарем, a с 1983 г - 1-м заместителем председателя Совета комитета.


Белясник
Пётр Никифорович
(9+17 побед)

08 белясник и ла (700x456, 136Kb)

Петр Белясник (1917-2002) стал летчиком в 1940 г. Начало войны застало его в 126-м истребительном авиационном полку (входил 6-й истребительный авиакорпус ПВО Москвы). В июле 1941 года адъютант эскадрильи МиГ-3 лейтенант Белясник за боевые успехи был представлен к первой награде - ордену Красного Знамени. Осенью 1941 г 126-й ИАП был перевооружен на американские истребители Р-40. На этих машинах Петр сражался под Сталинградом, где за 4 дня боев уничтожил 4 вражеских самолета. А затем наступил звёздный для Петра Белясника день 31 августа 1942 года, когда он сумел сбить сразу 5 вражеских истребителей Bf.109. Однако и 126-й полк нес в этих боях настолько тяжелые потери, что уже в середине сентября 1942 г остатки полка отвели в тыл на переформирование. При этом 126-й ИАП был перевооружён на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолётов. Именно тогда Пётр Белясник сумел на личные средства купить боевой самолёт. В то время большой размах получило движение за сбор средств в фонд обороны столицы. И Пётр Никифорович принял решение поддержать почин, внести свои личные сбережения - 30 000 рублей - на строительство истребителя. При этом, он обратился в ЦК партии с письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения". Спустя некоторое время капитану П. Н. Белясник в торжественной обстановке вручили новенький истребитель Ла-5 с бортовым номером "40" и именно надписью на фюзеляже. На этом личном самолете Петр Никифорович и продолжил участие в боях. К февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка капитан Белясник совершил 250 боевых вылетов, сбив при этом лично 9 и в группе 17 самолётов противника. А 28 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, Пётр Никифорович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего за годы войны капитан Белясник совершил 423 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично и в группе 26 самолётов противника. После войны работал лётчиком - испытателем в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС. В 1964 году полковник Белясник вышел в запас. Скончался 4 июля 2002 г.

09 Евстигнеев в бою (700x545, 80Kb)