Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 lagg-3_06 (672x411, 244Kb)

Часть 1.1 «Рояль» или «Лакированный гроб»?

Гражданская война в Испании показала, что советские истребители Поликарпова, состоявшие на вооружении ВВС СССР в 30-е годы, исчерпали свой ресурс развития, в то время как у немцев появился новый истребитель Мессершмитт Bf.109, имевший богатые перспективы для совершенствования. Для создания и в Советском Союзе современных одномоторных истребителей-монопланов в 1939 г. был объявлен конкурс, в котором наряду с маститыми конструкторами принимали участие совершенно безвестные молодые люди с дипломами авиационных инженеров. На конкурсе были представлены десятки проектов, часть из которых вылилась в создание опытных самолетов. Победителями стали три летательных аппарата: МИГ-1, Як-1 и ЛаГГ-1. Вот о последнем из них и хочется рассказать.

Самолет ЛаГГ-1 проектировался под руководством трех специалистов Наркомата авиационной промышленности - Семена Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова (начальные буквы их фамилий и определили наименование новой машины). Вообще-то руководителем проекта и начальником ОКБ-301 по созданию ЛаГГа был Горбунов, однако в название самолёта вошли и фамилии его сотрудников.
Новый самолет заметно отличался от своих конкурентов: если МиГ и Як имели смешанную конструкцию (дерево, металл, перкаль), то ЛаГГ был выполнен цельнодеревянным, из так называемой «дельта-древесины» - древесины, пропитанной особыми смолами. Поэтому конструкция ЛаГГ получилась более тяжелой, зато более прочной и устойчивой к боевым повреждениям, а так же гораздо менее пожароопасной (дельта древесина не горела, а только обугливалась; это лично проверил товарищ Сталин, попытавшись поджечь самолет своей знаменитой трубкой). В качестве двигателя конструкторы использовали мотор жидкостного охлаждения М-105П мощностью 1100 л.с., питавшийся от трех топливных баков. В первоначальном варианте вооружения планировалось установить 23-мм пушку МП-6 и два 12,7-мм пулемета УБ конструкции Березина.
Уже первый произведенный (еще экспериментально-показательный, и потому носивший экспериментальную маркировку «И-301») экземпляр ЛаГГа принес этому самолету первое из многочисленных впоследствии прозвищ – «Рояль». Подготовленный к тестированию на скорость, этот самолет был «вылизан» до предела, залакирован и отполирован, чтобы максимально снизить сопротивление воздуха; он блестел и сиял, как элитный музыкальный инструмент (кстати, вооружения на этом экземпляре еще не было). В результате тщательная полировка себя оправдала – новый истребитель показал очень высокую для того времени скорость – 605 км/ч.
02 лагг прототип и-301 (700x229, 73Kb)

В производстве эта машина называлась ЛаГГ-1, однако серийно она фактически не строилась – в массовую серию пошла другая версия – ЛаГГ-3. Этот истребитель отличался от своего предшественника увеличенной дальностью полёта (по требованию военных количество топливных баков на нем довели до пяти), и усиленным вооружением – 1х12,7-мм пулемет УБК в развале цилиндров двигателя (стрелял через втулку винта), 2х12,7-мм крупнокалиберных пулемета УБС и 2х7,62-мм скорострельных пулемета ШКАС. Новая машина полностью удовлетворила требования авиационного начальства, и в 1941 году Лавочкин, Горбунов и Гудков за создание этого истребителя были удостоены Сталинской премии.
Внедрение ЛаГГ-3 в серию проходило трудно – машина была еще не доведена, поэтому совершенствование ее шло параллельно с серийной постройкой. Велись работы по улучшению остойчивости и управляемости – на самолете появились весовые балансиры рулей, предкрылки. Серийное производство ЛаГГ-3 началось в декабре 1940 года, и к моменту нападения Германии на СССР этих истребителей было произведено более 300 штук. Однако к началу вторжения лишь немногие строевые полки западных округов успели получить и освоить ЛаГГ-3; большую часть этих самолетов отправляли на Дальний Восток. Ведь в то время Германия официально являлась дружественным СССР государством, а вот на Востоке со времен Халхин-Гола сохранялся очаг напряженно¬сти, и Советское руководство не исключало возможности крупномасштабной войны с Японией. В результате в первые дни войны на западных границах ЛаГГи очень редко появлялись в воздухе; массово истребители этого типа стали применяться в боях только с июля 1941 г., когда для восполнения тяжелейших потерь, понесенных ВВС РККА в июне, с заводов в части начали поступать в большом количестве новые самолеты. Эти машины уже имели измененное вооружение: 1х20-мм пушку ШВАК в развале цилиндров двигателя, 1 (на некоторых сериях 2) 12,7-мм крупнокалиберный пулемет УБС и 2х7,62-мм пулемета ШКАС. В первую очередь ЛаГГи поставлялись в полки морской авиации, нуждавшиеся в истребителях с большой дальностью полета. Кстати, именно среди морских летчиков в это время ЛаГГ приобрел еще одно свое прозвище. За своеобразную форму фюзеляжа с выпирающим, словно пузо, воздухозаборником флотские, а за ними и армейские острословы прозвали этот истребитель "таранькой с икрой".
03 лагг 4-й серии (700x223, 84Kb)

Первые же бои против немцев выявили многочисленные недостатки ЛаГГа, разрабатывавшегося в крайней спешке. Прежде всего, скорость «лакированного» самолета заметно снизилась по сравнению с первым экземпляром и оказалась явно недостаточной. Снижение скоростных характеристик было связано как с установкой дополнительных баков, вооружения и бронеспинки, значительно утяжеливших машину, так и с ухудшением технологии массового производства из-за эвакуации авиационных заводов на Восток, нехватки материалов, низкой квалификации рабочих – женщин и детей, заменявших у станков мужчин, уходивших на фронт. В результате резко снизилось качество отделки внешних поверхностей планера, следствием чего стал рост лобового сопротивления и падение скорости полета. Мощности мотора МП-105П явно не хватало, чтобы разгонять до запланированной скорости потяжелевшую конструкцию; в результате и скороподъемность у серийных самолетов по сравнению с прототипом упала на 50%! Кроме того, моторы Климова постоянно грелись и «плевались» маслом; слой масла провоцировал налипание грязи на планер, что в еще большей степени увеличивало лобовое сопротивление. Кроме того, масло на фонаре кабины, и без того мутноватом из-за низкого качества остекления, ограничивало обзор летчику порой до такой степени, что тот ничего не мог увидеть в прицеле. Поэтому становится неудивительным желание пилотов летать с открытыми фонарями кабины; но открытый фонарь еще больше увеличивал лобовое сопротивление самолета и приводил к дальнейшему снижению скорости. Из-за всего вышеперечисленного новый истребитель, когда-то показавший рекордную скорость в 605 км/ч, в серийном исполнении еле дотягивал до 550 км/ч…
Снижал скорость и ухудшал маневрирование и случавшийся в полете «отсос» посадочных щитков (этот недостаток удалось устранить только в 1942 году). Хватало дефектов и в гидросистеме истребителя: известны случаи самопроизвольной уборки опор шасси ЛаГГов на стоянках, или же шасси самопроизвольно выпускалось в полете. Представляло большую опасность для летчика и расположение трех центральных топливных баков – впереди под ногами пилота; в случае поражения и возгорания баков летчик оказывался в центре бушующего костра…
04 лагг в разрезе (700x359, 164Kb)

Многим пилотам самолёт не нравился из-за недостаточной маневренности – вираж длительностью 20 секунд позволял ЛаГГу на равных соперничать только с тяжелым двухмоторным Bf.110, одномоторные немецкие истребители легко заходили «Роялю» в хвост… Кроме того, ЛаГГ был довольно сложен в пилотировании, что представляло большую трудность в освоении машины молодым летчикам, прошедшим ускоренную подготовку уже во время войны.
Из-за всех этих недостатков невзлюбившие новый самолет лётчики-истребители дали «Роялю» новое прозвище, расшифровывая аббревиатуру «ЛаГГ» как «Лакированный Гарантированный Гроб». Однако «Рояль» не был совершенно безнадежной машиной - общепризнанными достоинствами истребителя оставались большая дальность полета, мощное вооружение и высокая живучесть. В руках тех «сталинских соколов», которые имели боевой опыт, этот современный самолёт сам часто гарантировал гроб для противников, особенно для бомбардировщиков. Пять огневых точек - пушка, 2 крупнокалиберных пулемета и 2 скорострельных ШКАСа, сведенных к тому же очень близко к продольной оси самолёта, обеспечивали надёжное поражение любого немецкого самолёта даже при не очень точной стрельбе. По отзывам немецких пилотов, именно этого истребителя они больше всего опасались на первом периоде войны из-за его огромной огневой мощи.
05 развитие носовой части лагга (426x538, 122Kb)

Также неимоверная живучесть и стойкость к повреждениям конструкции ЛАГГа единогласно признаётся советскими пилотами наивысшей среди всех истребителей ВВС РККА первого периода войны, - поэтому вопрос о том, сколько жизней пилотов спас этот «Гарантированный Гроб» именно за счет своей живучести, скорее всего, и будет справедливым ответом на обидное и незаслуженное прозвище. Особенно эффективно в 1941 году ЛАГГ-3 действовал в частях ПВО против бомбардировщиков при отражении немецкого воздушного наступления на Москву, а также при обороне с воздуха советских стратегических объектов. И хотя лучше всего ЛаГГ проявил себя в штурмовках наземных объектов и в борьбе с бомбардировщиками, в руках умелого летчика этот самолет мог достаточно эффективно драться и с истребителями. Так, например, летчик А. Гринчик в одиночку схватился с группой Мессершмиттов, сумев в том бою подбить 1 и уничтожить 2 вражеских истребителя! Причем последнего он сбил уже с разбитым мотором, на планировании, после чего успешно посадил свой ЛаГГ «на вынужденную». Другим примером успешного использования «Рояля» могут служить действия аса авиации Балтийского флота Георгия Костылева, который в 1941 – 1942 годах сбил на ЛАГГ-3 не менее 20 немцев и финнов. Именно на этой машине открыли свой боевой счет и многие другие знаменитые советские асы: П. Камозин, В. Зайцев, С. Луганский, В. Попков, П. Головачев, Н. Скоморохов.
В ходе войны по опыту боевых действий конструкторы постоянно пытались усовершенствовать истребитель ЛаГГ. Для увеличения скорости и маневренности самолета при имевшемся слабосильном моторе машину начали облегчать. Отказались от двух топливных баков, вернувшись к трехбачной системе, а емкость оставшихся баков уменьшили; для сохранения дальности полета внедрили подвесные подкрыльевые баки, которые легко сбрасывались перед началом боя. В начале 1942 г стали выпускать ЛаГГи с ослабленным вооружением: 1х20-мм пушка и 1х12,7-мм пулемет, от слабосильных ШКАСов полностью отказались. Причина снятия пулеметов была двоякой: как желание снизить массу самолета, так и нехватка этого вида оружия. Так как при этом огневая мощь ЛаГГа снизилась до уровня Як-1, этот самолет, предназначавшийся в первую очередь для штурмовок и борьбы с бомбардировщиками, усилили установкой шести направляющих РО-82 для подвески реактивных снарядов РС-82. Бронестекло же на ЛаГГах появилось только в начале 1943 г.
06 лагг 66-й серии (700x219, 64Kb)

Характеристики ЛаГГа несколько поднялись после установки на самолет в июне 1942 г. двигателя М-105ПФ, который был на 130 л.с. мощнее, чем М-105П. Правда, прирост массы конструкции планера почти «съел» прирост мощности, и самолет по-прежнему уступал по характеристикам немецким истребителям. Тем не менее, в 1941-1942 годах ЛаГГи сыграли важную роль в борьбе против немецкой авиации, а к 1943 году в СССР были созданы более совершенные самолеты, и «Рояль» постепенно уступил свое место им. Производство ЛаГГов сократилось, теперь их выпускал только авиационный завод в Тбилиси (остальные заводы перешли на выпуск Ла-5). Тем не менее, ЛаГГ оставался на вооружении до самого конца войны; однако если раньше он применялся на всех фронтах, то теперь – в основном на южном участке фронта и в морской авиации. Всего было выпущено 6528 ЛаГГ-3; не менее 143 полков советских ВВС и авиации ВМФ в годы войны имели на вооружении эти истребители.

ТТХ истребителя ЛаГГ-3 выпуска 1941 (1943) г

Масса взлетная: 3346 (3160) кг
Двигатель: М-105П мощностью 1050 л.с. (М-105ПФ мощностью 1180 л.с.)
Скорость у земли: 486 км/ч (499 км/ч)
Скорость на высоте: 549 км/ч (566 км/ч)
Дальность: 1100 км (910 км)
Потолок: 9500 м (10000 м)
Вооружение: 1х20-мм, 1-2х12,7-мм, 2х7,62-мм (1х20-мм, 1х12,7-мм)

07 ЛаГГ-3 Щипова в полете (700x523, 114Kb)