"Хочу, чтобы все..."

Во все времена в армиях всех стран мира форме придавалось огромное значение. Форма не только отличала военного от «гражданских штафирок», но и указывала на положение самого военнослужащего в его родной среде. При взгляде на форму и знаки различия легко определить, кто находится перед тобой: офицер, сержант или солдат, что при армейском принципе подчиненности младших старшим является весьма важным.
Федеральная армия в форме одежды была прямой наследницей армии США предыдущих десятилетий. Федералы, как и их предшественники – солдаты американо-мексиканской войны – носили прежнюю темно-синюю форму, вид которой несколько изменился в связи с изменениями всеобщей и военной моды. В частности, в 1855 году прежний громоздкий и неудобный кивер был сменен на высокую черную фетровую шляпу, которую называли «Харди», «Кошут» или «Джеф Девис». Некоторые модники носили более низкий вариант этого головного убора, именовавшийся «шляпой Бернсайда». По уставу у этих шляп одно поле загибалось вверх и пристегивалось к тулье, а цвет шнура, охватывавшего тулью, соответствовал роду войск.
Однако и эти шляпы оказались довольно тяжелыми и неудобными в походе, а дожди и ветры быстро придавали им жалкий вид; поэтому в ходе войны большинство военнослужащих армии Севера предпочитали носить не шляпы, а легкие кепи во французском стиле, принятые в 1859 году как головной убор для повседневных работ. Популярность кепи оказалась столь велика, что с 1862 года эта фуражка стала всеобщим головным убором во всех родах войск.

Головные уборы федеральной армии США
Вместе с кепи в американской армии был введен короткий мундир, предназначавшийся для работ в расположении части. Это был простой мундир без всяких украшений, и солдаты прозвали его sack coat («жалкий мундир») — этот термин хорошо определял бедные эстетические качества рабочей одежды. Однако в отличие от тесного длиннополого парадного сюртука, называвшегося frock coat, sack coat был просторен и удобен, и потому именно он в сочетании с кепи составил стандартную форму большинства солдат федеральных войск во время гражданской войны. В кавалерии и артиллерии США кроме короткополой рабочей куртки была введена еще и куртка shell jacket («ракушка»), предназначавшаяся для верховой езды. Эта куртка была очень короткой – по пояс, и вовсе не имела пол. Именно в этой куртке и предпочитало совершать походы и участвовать в битвах большинство кавалеристов Севера.
Еще одним изменением формы армии США стало введение в сентябре 1861 г для всех чинов небесно-голубых брюк вместо прежних темно-синих, которые остались привилегией одних только генералов и офицеров Генерального штаба. Правда, значительная часть армейских офицеров продолжала носить темно-синие брюки, но это было нарушением устава. Впрочем, среди военнослужащих армии США, по воспитанию являвшихся типичными американцами – то есть индивидуалистами и патологически свободолюбивыми людьми – нарушение уставной формы одежды было почти обязательным явлением. В частности, в ходе боевых действий многие генералы и офицеры приобретали вполне штатский вид, начиная расстегивать свои мундиры нараспашку, а то и вовсе надевая «цивильные» элементы одежды, или одновременно сочетая на себе элементы как парадной, так и походной, и рабочей формы, и гражданского платья. Мало того, их подчиненные, в том числе и рядовые солдаты, начинали подражать своим командирам, и тогда целые подразделения американской армии приобретали «раздолбайский» вид, который вызвал бы инфаркт у любого европейского офицера…
Еще одним нарушением устава был отказ участвовавших в боях частей от обязательных при полной форме медных эполет. Призванные защищать плечи солдат от сабельных ударов и служившие ярким украшением формы, тяжелые негибкие эполеты были очень неудобны в повседневной носке, а в схватках легко срывались с плеч и терялись. Поэтому уже в первые недели войны в боевых частях эполеты исчезли практически полностью; мало того, мода снимать и выкидывать эполеты распространилась и по тыловым частям, желавшим походить на боевые подразделения. Вместо эполет различие в званиях стали указывать контрпогоны – прямоугольные погончики, нашитые поперек плеч, которые ранее служили петлями для закрепления эполет, а теперь стали местом размещения знаков различия (у генералов – звезды, у штаб-офицеров – орлы и дубовые листья, у обер-офицеров – «шпалы»). Кроме того, принадлежность к той или иной категории командиров можно было определить по количеству и расположению пуговиц на мундире и цвету поясного шарфа. Ниже я привожу список различий военнослужащих по званиям.
Генерал-лейтенант и генерал-майор имели на мундире 2 ряда пуговиц, расположенных тремя группами по 3 пуговицы; на контрпогонах первый имел 3 звезды, второй – 2. Генеральские поясные шарфы имели желтый цвет.
Бригадный генерал на мундире носил 2 ряда пуговиц, расположенных по четыре пары; на контрпогонах он имел 1 звезду. Поясной шарф – тоже желтый.
Полковник имел 2 ряда по 7 пуговиц, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга (это было типично для всех штаб-офицеров); на контрпогонах полковник носил серебряного орла. Поясной шарф – красный.
Подполковник и майор федеральной армии, как штаб-офицеры, тоже имели на мундире 2 ряда по 7 пуговиц; на погонах оба несли дубовые листья: подполковник – серебряные, майор – медные. Поясные шарфы – красные.
Обер-офицеры носили однобортные мундиры с 1 рядом из 9 пуговиц, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. На контрпогонах капитан носил два спаренных «шпалы», 1-й лейтенант – две одинарные шпалы, 2-й лейтенант имел чистые погоны без «шпал». Поясные шарфы – красные.

Знаки различия генералов и офицеров федеральной армии США
Сержантские звания обозначались фигурными голубыми нашивками на рукаве мундира у плеча, которые представлены здесь на иллюстрациях; старший сержантский состав так же носил красные поясные шарфы. На нижней части рукава нижних чинов нашивались диагональные нашивки, обозначавшие сроки службы. Одна голубая нашивка обозначала 5 лет службы в мирное время, одна красная нашивка – год службы в военное время.
Образцы формы различных родов войск федеральной армии США
Все выше представленное относится к регулярной федеральной армии, составлявшей во время войны меньшую часть вооруженных сил Севера. Гораздо более многочисленными в армии США были добровольческие волонтерские части, спешно создававшиеся уже в ходе войны. Причем зачастую эти полки формировались совершенно некомпетентными в военном деле, но уважаемыми за богатство людьми. Их толкали на это хлопотное дело самые разные причины: одни удовлетворяли таким образом свои амбиции, другие зарабатывали политические дивиденды или желали нажиться на средствах, выделяемых правительством для финансирования создаваемой части. Для привлечения людей в подобные подразделения организаторы использовали самые разные приемы, в том числе и создание вычурной, необычной формы, которая и сделала значительную часть федеральной армии похожей на выездной цирк или африканское ополчение. В то время в моду вошли зуавы – африканские солдаты французской армии, и в результате многие волонтерские части федералов стали шить себе экзотическую форму зуавов, словно собирались на карнавал, а не на войну. Не отставали от них и те, кто формировал «не зуавские» полки – в этих частях волонтеры зачастую были одеты не менее пестро, чем «африканские» полки армии США. И хотя плохо подготовленные волонтерские подразделения не отличались высокими боевыми качествами, яркостью красок и вычурностью вышивок своих мундиров они всерьез намеревались напугать южан и обратить их в бегство своим экзотическим «воинственным» видом… Особняком в этом ряду «сборищ попугаев» стояла добровольческая бригада Бердана, снайперы которой носили форму стандартного военного покроя, только не синюю, а зеленую, выделявшую их среди регулярных полков федеральной армии.
Справедливости ради нужно сказать, что «попугайские» волонтерские полки в ходе многочисленных сражений научились воевать и к концу войны превратились в грозную боевую силу, способную опрокидывать противника не только своим пестрым одеянием, но и силой удара и мощным напором наступления…
