14:43 

Немецкий воздушный «Медведь»

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
ХАЙНЦ БЭР
HEINZ BAR

(1913-1957)

01 Бэр 220 поб (289x411, 36Kb)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1945 гг
ЗВАНИЯ - флф – оберст л-т
НАГРАДЫ - Р.К. с Д.Л. и М.
ЧАСТИ - JG-51,-77,-1,-3; JV-44
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - свыше 1000
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 220
СБИЛ 4-МОТОРНЫХ - 21
СБИЛ НА Ме-262 - 16
РЕКОРД 1-го БОЯ - 5

Хайнц Бэр занимает 8-е место в списке асов Люфтваффе и имеет на своем счету 220 воздушных побед. Он является одним из немногих летчиков-истребителей, кто прошел 2-ю Мировую войну от первого до самого последнего дня, и остался жив. "Притцель" - так называли Бэра друзья - за время войны принял участие в боях на всех фронтах, где только присутствовали немецкие пилоты (кроме Севера).
Прозванный за свое дружелюбие, силу и доброту "Медведем", великодушный и добросердечный Хайнц был очень обаятельным человеком и принадлежал к тем людям, которые, кажется, родились в воздухе. Всегда готовый прийти на выручку товарищу и отстоять перед самым высоким начальством интересы своих подчиненных, Бэр был страшным противником в воздушном бою, но не отличался свирепостью, характерной для некоторых других летчиков-истребителей, и никогда не стремился добить поверженного и спасающегося на парашюте противника. Не будет преувеличением, если сказать, что добродушный Хайнц был одним из самых выдающихся немецких пилотов и всеобщим любимцем Люфтваффе.


Хайнц Бэр родился 25-го марта 1913 г в Соммерфельде. Он с детства мечтал стать летчиком, и как только ему исполнилось 15 лет по собственной инициативе начал учебу в планерном клубе. Когда пришло время вступать во взрослую жизнь, Хайнц устроился на работу в Люфтганзу - гражданскую авиакомпанию Германии. Вообще-то он хотел стать военным летчиком, но Германии в то время по Версальскому договору было запрещено иметь ВВС, и Бэр был вынужден пойти в гражданскую авиацию. Получив в 1930 г лицензию частного пилота, Хайнц начал летать на всех типах самолетов, которые тогда находились в составе Люфтганзы. С приходом к власти Гитлера статьи Версальского договора были порваны, и Германия приступила к возрождению своих Военно-Воздушных Сил. Теперь осуществлению желаний Хайнца уже ничто не могло помешать, и в 1935 г 22-летний Бэр вступил в организующиеся Люфтваффе; он начал службу в бомбардировочном подразделении, а по окончании военной авиашколы получил назначение в истребительную часть (правда, на должность пилота транспортного самолета Ju-52). Однако это назначение не отвечало желаниям и мечтам Хайнца, и Бэр добился от начальства разрешения на переучивание его на пилота-истребителя. К началу 2-й Мировой войны он летал уже на истребителе Мессершмитт Bf-109E в составе 1/JG-51, которая в сентябре 1939 г действовала над западными границами Германии. Первую воздушную победу Хайнц одержал 25 сентября 1939 г - сбил французский истребитель Хок-75 из GCI/4. К концу же "Битвы за Францию" на счету летчика было уже 7 уничтоженных вражеских самолетов (3 французских и 4 английских). Большую роль в росте его талантов сыграло то, что в середине 1940 г Бэр летал с одним из самых лучших пилотов - истребителей Германии Вернером Мельдерсом, скрупулезно перенимая опыт и тактические приемы своего командира.
"Битва за Англию" стала для новоиспеченного немецкого аса тяжелым экзаменом: новые британские истребители "Харрикейн" и "Спитфайр" оказались настолько маневренны, что справиться с ними было не так-то просто. Поэтому во время "Битвы за Англию" Хайнц не дотянул по результативности до лучших германских асов того периода. Однако эти несколько месяцев 1940 г стали переломным этапом летной карьеры Бэра, и многое дали его искусству истребителя. В тяжелейших боях фельдфебель Бэр уничтожил 10 "Харрикейнов" и "Спитфайров", однако и сам целых 7 раз проиграл английским истребителям воздушные поединки. Шесть раз ему удавалось на изрешеченной машине "дотянуть" до побережья Франции, но в седьмой раз (2 сентября 1940 г), после схватки со "Спитфайром" Ричарда Хилларга из 603-го Эскадрона RAF, Хайнцу все же пришлось спасаться из своей пылающей машины с парашютом. Бэр был сбит над Ла-Маншем и опустился на парашюте прямо в воду; на свое счастье он не утонул, и его не отнесло в океан - через 2 часа Хайнца подобрал германский патрульный катер. После возвращения на берег Бэр предстал перед маршалом Герингом, и между ними возник интереснейший конфликт. Шеф Люфтваффе спросил Бэра, холодна ли вода в Канале; почувствовавший в вопросе издевательский подтекст Хайнц ответил, что если маршал желает знать, какова вода в Канале, то пусть сам слетает на Англию, и тогда он наверняка попробует температуру водички... Правда, некоторые историки считают такой выпад Бэра всего лишь легендой, а другие рассказывают об иных версиях этой ссоры. Но если описанный случай является правдой, то становятся понятны возникшие впоследствии трудности в карьере этого очень результативного германского аса.
02 Bf-109E Бэра (700x214, 32Kb)
Истребитель Bf.109E-3 пилота 1/JG-51 Хайнца Бэра. Битва за Англию, август-сентябрь 1940 г.

В конце весны 1941 г подразделение Бэра было переведено на Восток для участия в нападении на СССР. С началом войны в России список воздушных побед Хайнца стал быстро расти. Действуя на центральном участке фронта, Бэр особенно отличился 30 июня, когда в течение одного боя он уничтожил 5 советских бомбардировщиков. В июле Бэр получил за 27 подтвержденных побед Рыцарский крест, звание лейтенанта и должность командира эскадрильи 12/JG-51, а в августе уже за 60 сбитых самолетов обер-лейтенанту Бэру вручили Дубовые Листья к Рыцарскому кресту. 30 августа Хайнц уничтожил за день 6 самолетов, но и сам был сбит в 50 км от линии фронта. При посадке Бэр сильно повредил позвоночник, однако, превозмогая ужасные боли, Бэр сумел незамеченным пройти по русским тылам и добраться до немецких позиций.Потом было длительное лечение в госпиталях, и на фронт Бэр вернулся только к Новому Году. В 1942 год Хайнц вступил в новой должности: его назначили командиром Группе (полка) IV/JG-51. А уже в середине февраля 1942 г за 90-й сбитый самолет Бэра наградили Мечами к Рыцарскому кресту. Это была последняя и высшая награда, которую получил за войну Хайнц Бэр, что очень удивительно - ведь до падения Германии Хайнц уничтожил еще 130 самолетов, из которых 107 были британскими и американскими - они считались опасным противником и за уничтожение гораздо меньшего количества таких самолетов других пилотов буквально усыпали наградами!
В начале мая 1942 г гауптмана Бэра перевели из Группе IV/JG-51, срaжaвшейся на центральном участке фронта, в I/JG-77, дравшуюся под Керчью. Возглавив этот полк, Хайнц тут же принял участие в напряженных боях на юге Восточного фронта. В то время JG-77 командовaл гaуптмaн Гордон Голлоб, имевший нa своем счету 86 сбитых сaмолетов и Дубовые Листья к Рыцaрскому кресту. Бэр и Голлоб были полными aнтиподaми: убежденный нацист Голлоб считал себя настоящим пруссаком и потому был сух, высокомерен. Он придерживaлся духa стaрых военных трaдиций, брaвируя своей подтянутостью и любовью к дисциплине. Бэр же относился к нaцистaм достаточно прохладно, к тому же он славился своей недисциплинированностью и мог запросто откaзaться от выполнения боевого зaдaния только потому, что в данный момент "не чувствовал вдохновения". Единственное, что сближало этих летчиков - это честолюбие и агрессия в бою, a также обоюдно прекрасное искусство владения самолетом. Столь противоположные хaрaктеры должны были неминуемо столкнуться в службе нa земле, но к счастью для обоих этому помешали жаркие события в воздухе. Однако у них сразу же нaчaлось бескомпромиссное соперничество зa лидерство в количестве одержанных побед. Особое напряжение этому состязанию придавaло то обстоятельство, что оба aсa были близки к магической цифре "100". Соревнование выиграл Хайнц: 19 мая 1942 г гауптман Голлоб сбил 3 самолета, доведя свой счет до 99 побед, а Бэр отправил в тот день на землю 5 машин, перешагнув 100-победный рубеж.
В июле Бэр вместе со своим подразделением был переведен на Сицилию для участия в "Битве за Мальту" (к этому времени его личный счет составлял уже 113 побед). Голлоб же остался с остальными полками Эскадры в России и, наверное, только это расставание спасло этих двух амбициозных и столь разных летчиков от неизбежного конфликта, который бы мог печально отразиться на судьбе «Медведя»…
Над Мальтой Хайнц сбил 4 британских самолета, а осенью 1942 г Бэр вместе со своей I/JG-77 перебрался в Тунис, где ему пришлось вступить в тяжелейшие воздушные бои для прикрытия отступления частей "Африканского Корпуса". В этих схватках в знойном небе Африки Хайнц уничтожил еще 61 самолет Союзников!
03 Бэр со львенком в Африке (700x448, 93Kb)
Хайнц Бэр в кабине Мессершмитта со своим приятелем-львенком. Африка, осень 1942 г

19.08.43 г "Притцель" принял руководство над так называемой Дополнительной Группой "Юг", базировавшейся на Южную Францию. Однако в январе 1944 г Хaйнц, никогда не скрывавший своих политических взглядов и отношения к нацистскому режиму, избил зaрвaвшегося партийного функционера и был понижен в должности до комaндирa эскадрильи (6/JG-1) - еще чудо, что он не попал под суд!
Эскадрилья 6/JG-1 входила в систему Противовоздушной Обороны Германии. Но из-за значительных потерь в ПВО Рейха происходила постоянная смена командиров самых разных степеней, и уже 15 марта 1944 г Хайнц был вновь повышен до командира полка и принял под командование II/JG-1. 22-го апреля майор Бэр одержал свою 200-ю победу, уничтожив над собственным аэродромом 4-моторный бомбардировщик В-24 "Либерейтор". Вскоре после этого он был переведен на должность командира Эскадры JG-3 "Удет", и загруженный работой по организации деятельности этого крупного подразделения, почти перестал совершать боевые вылеты. Самой значительной схваткой, в которой он принял участие за этот период, была атака в январе 1945 г на союзнические аэродромы в Голландии (операция "Боденплатте"); при этом Бэр не только прекрасно организовал налет и возглавил его, но и лично уничтожил на земле 2 истребителя-бомбардировщика "Тайфун".
04 фокки бэра вместе (700x507, 62Kb)
Два истребителя FW.190А-7 командира II/JG-1 Хайнца Бэра, на которых он летал посменно весной 1944 г.

В январе 1945 г оберст-лейтенант (подполковник) Бэр возглавил Erprobungskommando-162 (Einsatzkommando Bar), занимавшуюся боевыми испытаниями нового реактивного самолета Не-162 "Саламандра". Однако вскоре генерал Адольф Галланд забрал его в свою элитную Эскадру асов JV-44, воевавшую на реактивных истребителях Ме-262 "Швальбе". И здесь летавший в качестве рядового летчика Хайнц Бэр стал одним из первых "асов-реактивщиков": по количеству побед на Ме-262 он уступает только немецким асам Эдеру, Радемахеру и Шалю, каждый из которых имел общий счет побед за войну гораздо ниже, чем Бэр.
24-го апреля 32-летний Хайнц возглавил JV-44, а 29-го апреля одержал свою последнюю - 220-ю за всю войну и 16-ю на реактивном истребителе - воздушную победу, уничтожив "трудно сбиваемый" британский самолет DH "Москито".
После падения III-го Рейха Хайнц Бэр - как и большинство немецких солдат - оказался в лагере для военнопленных. После освобождения из плена он обнаружил, что то высокое положение, которого он добился за годы войны, теперь является для него обузой: как бывший "милитарист", Бэр был отстранен от любых летных дел и экс-командиру авиадивизии и кавалеру почетной военной награды Германии - Рыцарского Креста - пришлось добиваться средств к существованию случайными заработками. Но в 1950 г удача наконец-то улыбнулась Хайнцу - ему была доверена организация спортивных аэроклубов в Западной Германии, и бывший выдающийся ас с жаром взялся за знакомое дело...
Пережив залпы вражеских зенитных и авиапушек и полные 6 лет воздушных боев 2-й Мировой войны, обаятельный Хайнц Бэр погиб в авиакатастрофе 28-го апреля 1957 г при демонстрации спортивного легкомоторного самолета близ города Брунсвика. Его внезапная смерть оплакивалась многими его друзьями и почитателями, так как Хайнц был, безусловно, одним из самых выдающихся пилотов и личностей германской авиации 30-50 гг.
05 Ме-262 Бэра (700x223, 33Kb)
Реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 командира JV.44 Хайнца Бэра. Германия, апрель 1945 г

Всего за время войны прошедший путь от фельдфебеля (старшины) до оберст-лейтенанта (подполковника) Хайнц Бэр одержал 220 воздушных побед. Из них 96 приходится на советские самолеты, и 124 - на машины англичан и американцев. 16 побед были одержаны на реактивном истребителе Ме-262, что сделало Бэра четвертым по результативности асом-реактивщиком 2-й Мировой войны. Впечатляющей выглядит и цифра побед Бэра над «Летающими крепостями»: Хайнц уничтожил 21 четырехмоторный бомбардировщик В-17 и В-24 (другие пилоты за такое количество сбитых "Летающих крепостей" награждались Рыцарскими Крестами с Дубовыми Листьями, Хайнц же не получил за свою результативность никакой награды). Его лучший pекоpд за 1 бой - 5 воздушных побед (30.06.41 г). Пройдя за 6 лет путь от рядового пилота до командира Эскадры, Бэр выполнил свыше 1000 боевых вылетов, в 18-ти из которых он был сбит; но Хайнцу только 4 раза пришлось прыгать с парашютом, а 14 раз ему удавалось посадить свой избитый истребитель на "вынужденную"…
В годы войны Хайнц Бэр принимал участие в "Битве за Францию", "Битве за Англию", в начальном этапе войны в России; дрался над Сицилией, Мальтой, Африкой, Средиземным морем и Южной Францией; защищал от налетов американских бомбардировщиков города Германии, штурмовал вражеские аэродромы в Голландии, участвовал в воздушной битве над Германией в дни падения III-го Pейха... Любимый простыми летчиками, притесняемый высшим руководством, обойденный честно заработанными наградами, добродушный Хайнц Бэp прошел весь тяжелый боевой путь от первого до последнего дня войны, получил несколько ранений, но выжил в воздушной "мясорубке" и еще немало сделал для развития авиационного дела в послевоенной Германии, навсегда войдя в историю немецкой авиации.
06 фокер Бэра-11 (700x383, 64Kb)

URL
Комментарии
2012-02-09 в 17:08 

aviator_bob
Вы бы убрали из текста термин русский "полк", так как он примнительно к организации Люфтваффе звучит довольно двойственно. Читателю будет не совсем понятно, что он обозначает группу или эскадру.

2012-02-10 в 11:31 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Слово полк вставляю специально для тех, кто не знаком с терминологией немецкой авиации. И вообще в нашей литературе наблюдается путаница в понимании, что же такое Gruppe и Geschwader. С какими только подразделениями советской авиации их не сравнивают. А между тем по количеству самолетов Gruppe как раз соответствует нашему полку (36-38 самолетов), а Geschwader - дивизии (от 120 до 150 самолетов). Ну а то, что у нас полками командовали полковники и подполковники, а у них - капитаны и майоры, по-моему говорит только о том, что у них офицеры лучше подготавливались и кадры не были столь раздуты, как в ВВС СССР.

URL
2012-02-10 в 15:07 

Наш обычный истребительный полк с конца 1941 имел по штату штаб и две эскадрильи, это всего лишь 25 самолетов.
Привязывать германские термины к нашим дело не благодарное, только больше читателя запутывать, лучше оставлять так как есть.
Что касается подготовки, так многое зависело от общих условий. Германия уже в конце XIX века имела практически поголовно грамотное население, а у нас даже к началу 40-х процент неграмотных среди призывников колебался у цифры 3-4%, и их приходилось обучать азам письма и счета прямо в войсках. И это не смотря на все усилия, приложенные для её преодоления.

URL
2012-02-11 в 19:46 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
2 эскадрильи в полку - это результат потерь самолетов в 1941 г. С начала 1943 г советский авиаполк включал в себя 3 эскадрильи и по составу был полностью аналогичен германской Gruppe

URL
2012-02-12 в 16:01 

Флаймен
Не кочегары мы не плотники да и сожалений горьких нет...
Цифра 13 это фирменный знак Хайнца или случайное совпадение?

2012-02-13 в 11:04 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
13 - любимый номер Бэра, с которым он летал с начала и до конца войны; так что 13 действительно можно назвать его фирменным знаком. В одном источнике говорится, что был еще номер 7, но я нигде не встречал изображения машины Бэра с этим номером (возможно, автор опуса просто напутал - у британцев ходили рассказы о немце на Мессе № "7", который не добивал поврежденного врага и даже сопровождал его до Канала, охраняя; возможно с учетом добродушия Бэра автор и приписал ему № "7" - но это только мои предположения). Кроме того, в книгах часто публикуется Фока Бэра с номером 23, но везде указывается, что он летал на этой машине только в апреле 1944 г (возможно, пока ремонтировался его номер "13"). причем, по "23" неясности - в одних книгах он с победным венком на вертикальном руле, в других венка нет. А вот по всем машинам Бэра с номером "13" расхождений нет...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная