Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 награждение (604x473, 104Kb)

Самая почетная боевая награда Германии – Железный крест

Самой почетной боевой наградой Германии в годы 2-й мировой войны был Железный крест и его более высокие степени, которые вручались за храбрость и воинские подвиги в бою, а так же за успешное планирование боевых операций и умелое управление войсками. Это была не только самая боевая, но и самая демократичная награда Германии с самого момента ее создания в 1813 году – Железным крестом награждались не только генералы и офицеры, но и рядовые солдаты, отличившиеся в бою личной храбростью и героизмом.

История Железного креста

Орден Железный крест был учрежден 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время войны с Наполеоном. Толчком к созданию новой германской награды послужило резкое оживление антифранцузского движения после катастрофы, постигшей Великую армию Наполеона в России. Поражение французов в Московском походе вдохнуло силу и решительность во все европейские страны и, прежде всего, в Пруссию и Австрию. Всеобщий патриотический подъем и привел Фридриха Вильгельма к решению учредить новую награду.
В основу нового ордена был положен черный равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой. Лишенный орлов, корон и мечей, без которых в ту пору не обходилась ни одна немецкая награда высокого ранга, он выделялся и был узнаваем издалека благодаря четким и простым линиям, а также контрасту черного и белого цветов. С тех пор форма и цветовое решение Железного креста практически не менялись.
На крестах первого учреждения на лицевой стороне были отчеканены барельефы трех дубовых листьев — в центре, короны и букв «FW» — на верхнем луче и даты «1813» — на нижнем. Изначально имелись 3 класса награды: 2-й, 1-й и «Большой крест Железного креста». Железный крест 1-го класса прикалывался на грудь; 2-й класс и Большой крест носились на одинаковой черно-белой ленте, причем 2-й класс носился как медаль на груди или только в виде ленты в петлице мундира. Большой крест был точно такого же вида, что и первые два класса, но большего размера; он носился на шее. Кроме этого, 2-й (низший) класс делился на две версии: «боевую» и «не боевую». При этом сами кресты ничем не отличались, а версии определялись цветами ленты — у «не боевого» креста они были обратными по отношению к черно-белым полосам ленты во¬енной версии. «Не боевую» версию Железного креста получали те, кто отличился на войне не в сражениях, не находясь непосредственно под пулями и ядрами противника. Это были военные хирурги, инженеры, снабженцы, картографы, т.е. та группа людей, которая относилась к категории военных чиновников.
02 железные кресты ранние (568x550, 87Kb)

В это же время было учреждено дополнение к Большому кресту Железного креста как высшее отличие — Большая звезда Железного креста. Это была исключительно полководческая награда за выдающиеся победы в крупных сражениях. Единственным обладателем Большой звезды и Большого креста стал генерал-фельдмаршал князь Блюхер. Именно он переломил ход битвы при Ватерлоо, подоспев со своей армией, преследуемой французскими корпусами маршала Груши, к месту сражения армии Наполеона с англо-бельгийскими войсками герцога Веллингтона. Блюхер, оторвавшись от Груши, атаковал измотанные французские дивизии, после чего была поставлена победная точка не только в этом сражении, но и во всей борьбе Европы с Наполеоном Бонапартом.
По окончании наполеоновских войн награждения Железным крестом прекратились. Новые учреждения Железного креста производилось для каждой новой большой войны, в которую вступала Германия - в 1870, 1914 и 1939 годах. О том, к какой войне относилась данная награда, свидетельствовали даты в нижней его части на лицевой стороне; на обратной стороне всегда чеканился год первого учреждения — «1813». С окончанием очередной войны всякие награждения крестом опять прекращались. Таким образом, крест учреждался за всю свою историю 4 раза.
В период 1-й мировой войны Железный крест стал настоящим символом германской армии. Кавалеры креста 1-го класса преподносились в прессе как национальные герои. Пропаганда этой самой демократичной и массовой военной награды стала государственной политикой. Ею гордились как рядовые, так и генералы, несмотря на то, что в ту пору в Германии было великое множество красивых крестов, звезд и медалей.
Гитлер учредил новую версию Железного креста 1 сентября 1939 года - в первый же день войны. Внешне кресты образца 1939 года отличались от своих предшественников наличием выпуклой свастики в центре и надписью «1939» на нижнем луче. С обратной стороны по-прежнему чеканилась дата «1813». Несколько изменилась и расцветка ленты награды – центральная полоса стала красной. При новом учреждении Гитлер отменил «не боевой» вариант, но добавил к существовавшим ранее классам Рыцарский крест Железного креста (носился на ленте на шее), располагавшийся по рангу между крестом 1-го класса и Большим крестом, который по-прежнему оставался высшей, полководческой степенью. Но это было только начало; к концу 2-й мировой войны общее количество степеней Железного креста выросло до восьми.
Отмена «не боевой» версии Железного креста была компенсирована учреждением Креста за военные заслуги, цвета ленты которого (за исключением белых полос) были обратными к цветам ленты Железного креста. Но об этой награде речь пойдет позже.
Малый временной промежуток между 1-й и 2-й мировыми войнами явился причи¬ной ситуации, с которой ранее немцам не приходилось сталкиваться. Большое количество кавалеров Железного креста 2-го и 1-го классов, полученных во время Великой войны, вновь очутились в действующей армии. Однако главная военная награда новой войны оказалась как бы не для них. Ведь награждать повторно одним и тем же крестом было нельзя. Рыцарскую же степень нового Железного креста можно было получить только после того, как снова заслужишь его первые два класса. Точно так же владелец креста 2-го класса образца 1914 года не мог рассчиты¬вать на крест 1-го класса нового образца. Таким образом, с одной стороны, «старые» кресты считались полноправными и уважаемыми, но, с другой, в зачет в новой войне не шли. Коллизия со старыми и новыми крестами была разрешена с помощью изобретения совершенно нового наградного знака, учрежденного в двух классах (соответственно для 2-го и 1-го классов Железного креста). Конечно, все это относилось исключительно к крестам «боевой» версии, т.е. к тем, лента которых была черной с белыми полосками, а не наоборот.
Итак, владельцы Железных крестов образца 1914 года продолжали носить именно их, а для того, чтобы отметить их заслуги в новой войне, были учреждены шпанги (пристежки или пряжки) Железного креста образца 1939 года 1-го и 2-го классов. Шпанга - знак повторного награждения - представляла собой знак серебристого цвета в виде имперского орла с трапецеидальной планкой и датой «1939». Шпанга 2-го класса крепилась к черно-белой орденской ленточке креста 1914 года 2-го класса, продетой в петлицу. Шпанга 1-го класса, отличавшаяся более длинными крыльями орла, пристегивалась к кителю непосредственно над Железным крестом 1-го класса.
03 правила ношения шпанг (662x547, 134Kb)

В соответствии с правилами, награждаемый Железным крестом более высокой степени должен был иметь все предшествующие его степени. Железные кресты разных степеней могли носиться одновременно лишь на парадах, в повседневной жизни владельцы креста 1-го класса не носили крест 2-го класса, а лишь ленту от него, продетую в петлицу. Однако военнослужащие, получившие за заслуги на шею Рыцарский крест, продолжали носить на груди и крест 1-го класса.
Награжденные имели право (многие именно так и поступали) делать за свой счет копии своего Железного креста для повседневного ношения. Оригиналы, для большей сохранности, хранились подальше от опасностей фронта.
Железным крестом награждались не только за проявленную храбрость перед лицом врага, но и за успешное планирование военных операций и за общие военные заслуги перед Третьим рейхом. Также им награждали за превосходные командирские способности - многие офицеры получили эту награду за достижения своих подчиненных. Желез¬ным крестом награждались солдаты и офицеры всех родов войск Германии и ее союзников. В число награжденных Железным крестом включались и женщины, однако кресты 1-го класса за время 2-й мировой войны получили лишь две из них.


Железный крест 2-го класса

04 железный крест 2 класса на ленте (258x560, 50Kb)

Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде. Награждение Железным крестом 2-го класса началось в первые дни Польской кампании. Общее количество награжденных превышает 3.000.000 человек (включая пристежку для этой награды).
Железный крест 2-го класса носился на мундире только в день награждения и при полной парадной форме, в остальных случаях вместо креста в петлице мундира крепилась только его лента.
Эта награда выдавалась также гражданам других стран, воевавшим на стороне Германии. Известно, что этой награды были удостоены 39 женщин. Самым юным кавалером Железного креста 2-го класса стал 12-летний Альфред Цек, участвовавший в марте 1945 г. в боях у реки Одер. Он был награжден за спасение двенадцати немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела. Кроме того, известны случаи коллективного награждения, например, сразу 1300 человек 1 апреля 1941 г.


Железный крест 1-го класса

05 железный крест 1 класса (333x336, 39Kb)

Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Награждения им производились в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск награждались за выполнение от 3 до 5 особо сложных заданий и проявление отваги в бою.
В люфтваффе пилотам истребительной авиации для представления к награждению крестом нужно было набрать 5 баллов. При этом 1 балл начислялся за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла — за уничтожение двухмоторного самолета и 3 балла — за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время. В бомбардировочной авиации Железный крест 1 класса выдавался за 25 боевых вылетов (в 1939 г.; к 1943 г для награждения этой наградой требовалось совершить уже 40 боевых вылетов).
Морские офицеры награждались за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 50.000 т или за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.
Железный крест носили слева на груди на булавке. Большинство солдат заказывало так называемую официальную копию награды, чтобы сохранить оригинал в первоначальном виде. При этом многие предпочитали версию награды на винте, поскольку в бою необходимо было достаточно прочное крепление.
Железный крест 1-го класса вручался гораздо реже, чем Железный крест 2-го класса. Общее количество награжденных Железным крестом 1-го класса составило более 45.000 человек (включая награжденных пристежкой для этой награды). Эта награда выдавалась также иностранцам, которые активно участвовали в германских военных операциях. Известно, что к этой награде были представлены две немецкие женщины.
Пристежку получали лица, уже имевшие орден Железного креста за 1-ю мировую войну и награжденные этим орденом во время второй мировой. Носили пристежку на груди над крестом 1914 г 1-го класса.


Большой крест ордена Железного креста

06 большой крест и звезда железного креста (700x461, 110Kb)

Орден учрежден 1 сентября 1939 г. как полководческий Согласно статуту, орденом мог награждаться только высший командный состав вермахта не за личную храбрость, а за принятие стратегически важных решений, которые могли повлиять на ход военных действий. Во время 2-й мировой войны состоялось только одно награждение Большим крестом Железного креста – 19 июля 1940 г. к нему был представлен Герман Геринг за успехи в кампании во Франции (одновременно с получением звания рейхсмаршала). Вместе с Большим крестом Геринг получил и Звезду Большого креста, которая носилась на груди (сам Большой крест вешался на ленте на шею).


Рыцарский крест

07 RK (400x528, 67Kb)

Орден учрежден 1 сентября 1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги или конкретный подвиг в бою. Награждение производилось в том случае, если военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 1-го класса или пристежкой этого же класса.
Военнослужащие сухопутных войск представлялись к награде за выполнение особо сложных заданий и проявленную отвагу в бою.
В люфтваффе для пилотов истребительной авиации действовала такая же балльная система, что и при представлении к награждению Железным крестом 1-го класса, однако количество баллов для награждения Рыцарским крестом первоначально составляло 20, а в дальнейшем постоянно увеличивалось. Так, к примеру, в 1941 г. Рыцарский крест вручался за 20 сбитых одномоторных самолетов, в 1942 – уже за 40, а к концу года даже за 80, а в 1943 – только когда летчик одержал более 100 побед. В бомбардировочной авиации наблюдалась та же картина повышения планки для награждения: если в 1939 г Рыцарский крест выдавался за 100 боевых вылетов, то в 1941 его вручали уже за 200 боевых вылетов, а к концу войны – уже за 400.
Морские офицеры награждались Рыцарским крестом за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 100.000 т или за выполнение особо трудных заданий и проявленную отвагу в бою.
Первое представление к ордену состоялось 30 сентября 1939 г. – первыми Рыцарскими крестами были награждены генералы Федор фон Бок и Вильгельм Лист за успешные операции по захвату Польши. У моряков первым кавалером Рыцарского креста стал командир подводной лодки Гюнтер Прин (19 ноября 1939 г), потопивший британский линкор «Роял Оук». В люфтваффе 8 мая 1940 г первыми, удостоенными Рыцарского креста (за действия в Норвегии) стали пилоты пикирующих бомбардировщиков Герхард Гренцель, Мартин Мобус, Пауль Хоццель и Элмар Шеффер. Среди летчиков-истребителей первым кавалером Рыцарского креста стал 29 мая 1940 г Вернер Мёльдерс, сбивший к этому времени 20 самолетов. В этот же день Германия получила первого кавалера Рыцарского креста среди «нижних чинов» - 29 мая 1940 г вместе с Мёльдерсом был награжден наводчик орудия ефрейтор Бринкфорт, уничтоживший в одном бою 12 французских танков.
Общее число награжденных насчитывало 7361 человек; из них 7318 немцев и 43 иностранца (17 в Румынии, 9 в Италии, 8 в Венгрии и по двое в Японии, Финляндии. Словакии и Испании).
Рыцарский крест носили на шее на ленте. Известны случаи, когда при выходе на боевые задания вместо Рыцарских крестов использовались Железные кресты 2-го класса во избежание потери или повреждения награды. Несколько позже были введены дополнительные степени Рыцарского креста, о которых рассказано ниже. При награждении более высокой степенью Рыцарского креста младшая степень креста заменялась на старшую.
Рыцарский крест являлся очень почетной и желанной наградой; в люфтваффе именно кавалеры Рыцарского креста считались «экспертами» - настоящими асами, гордостью германской авиации; такое же отношение к морякам, награжденным Рыцарским крестом, было и в кригсмарине. Многие пехотные офицеры получили эту награду не только за отдельные подвиги, но и за уме¬лое командование своими боевыми частями и подразделениями.


Рыцарский крест с Дубовыми Листьями

08 RK-EL (397x504, 56Kb)

Орден учрежден 3 июня 1940 г. как более высокая степень Рыцарского креста. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги. Награждение производилось в том случае, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом.
Первое представление к ордену состоялось 19 июля 1940 г. - генерал Эдуард Дитль был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями за умелое командование во время боев под Нарвиком. 21 сентября 1940 г Дубовые Листья первым в люфтваффе получил все тот же Вернер Мёльдерс, уничтоживший к этому времени уже 40 вражеских самолетов, а 20 октября 1940 г кавалером новой награды стал командир подводной лодки Гюнтер Прин, на счету которого было 28 потопленных судов.
Общее число награжденных Дубовыми Листьями составило 890 человек; из них 882 немца и 8 иностранцев (3 из Румынии, 2 из Японии и по одному из Финляндии, Венгрии и Испании). Первым иностранцем, награжденным этим орденом, стал командир 6-й румынской пехотной дивизии Михай Ласкар. Награждение состоялось 22 ноября 1942 г.
Рыцарский крест с Дубовыми Листьями носили так же, как и Рыцарский крест. Единственное отличие состояло в наличии золотых дубовых листьев, прикрепляемых над крестом.


Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами

09 МЕЧАМИ (416x540, 61Kb)

Орден официально учрежден 28 сентября 1941 г. под впечатлением огромных успехов, достигнутых вооруженными силами Германии на начальном этапе нападения на СССР. Орденом награждался личный состав вооруженных сил за выдающиеся военные заслуги; при этом требовалось, чтобы военнослужащий был ранее представлен к награждению Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями.
Первое награждение состоялось 21 июня 1941г - то есть еще до того как награда была официально утверждена. Ее удостоится подполковник люфтваффе Адольф Галланд за 69 воздушных побед. В кригсмарине первым кавалером Мечей (26 декабря 1941 г) стал командир подводной лодки Отто Кречмер, уничтоживший 44 судна. А вот в Вермахте первый кавалер Мечей появился только 15 сентября 1943 г, когда эту награду получил генерал Герман Гот за бои в районе Курска.
Общее число награжденных Мечами составило 160 человек; из них 159 немцев и 1 иностранец — японский адмирал Исоруку Ямамото (27 мая 1943 г) .
Главным отличием этого креста был фрагмент в виде скрещенных мечей, располагающихся прямо под листьями.


Рыцарский крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

10 kelsb (407x526, 84Kb)

Орден учреждался почти одновременно с Мечами (выдавался с 15 июля 1941 г., официальный указ опубликован 28 сентября 1941 г.). Награждение орденом низводилось за выдающиеся военные заслуги, при этом кандидатом мог быть только кавалер Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами.
Первое представление к награде состоялось 15 июля 1941 г. - ас люфтваффе Вернер Мельдерс получил крест за свою 101-ю победу в воздухе. В Вермахте Бриллианты первым получил генерал Эрвин Роммель (17 марта 1943 г) за действия в Африке; во флоте (9 августа 1943 г) – командир подводной лодки Вольфганг Лют, потопивший 43 судна.
Общее количество награжденных составило 27 человек; почти половина из награжденных – асы люфтваффе (12 человек). В кригсмарине Бриллианты заработали только 2 моряка (оба – подводники), остальные 13 наград достались пехотинцам и танкистам.
Крест имел дополнительный фрагмент в виде дубовых листьев и скрещенных мечей, изготовленный из серебра 935 пробы и украшенный 45 или 50 бриллиантами. Первоначально бриллианты крепились только на дубовых листьях, однако в соответствии с измененной редакцией статута ордена от 28 сентября 1941 г. бриллианты стали крепить и на рукоятках мечей.
Каждому награжденному вручались два экземпляра дополнительного фрагмента: один с настоящими бриллиантами, а другой с камнями, имитирующими бриллианты.


Рыцарский Крест с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

11 RK-Gold (386x501, 46Kb)

Это – высшая степень Рыцарского креста, самая высокая воинская награда Третьего рейха. Орден учрежден 29 декабря 1944 г, причем Гитлер установил жесткий лимит награжденных – не более 12 человек, подвиги которых отмечены всеми степенями Рыцарского креста ордена Железного креста.
Однако во время войны этим крестом был награжден (1 января 1945 г.) только один человек - Ганс Ульрих Рудель, пилот бомбардировщика Ju.87 и командир 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG.2). Это был действительно выдающийся летчик: за время войны он совершил 2350 боевых вылетов, лично уничтожил 532 (по другим сведениям 519) советских танков и 800 автомашин. Кроме того, Рудель потопил 2 боевых корабля, 70 десантных судов, уничтожил 150 орудий, одержал 11 побед в воздухе (!) и 30 раз был сбит, но дожил до конца войны.
Этот Рыцарский крест выглядел так же, как крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами, но фрагмент с листьями и мечами над крестом был сделан из золота и украшен 50 бриллиантами ручной работы. Носился так же, как и предыдущие степени Рыцарского креста, на ленте на шее.

12 ношение железных крестов (699x596, 98Kb)