Flaer
"Хочу, чтобы все..."
КЛУБОВ
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

(1918-1944)

Клубов Александр ГСС (202x296, 27Kb)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1941 - 1944 гг
ЗВАНИЯ – младший лейтенант – гвардии капитан
НАГРАДЫ - 2 ГСС
ЧАСТИ - 10, 84а ИАП, 16 ГИАП
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 457
ПРОВЕЛ БОЕВ - 95
СБИЛ ЛИЧНО - 31
СБИЛ В ГРУППЕ - 19
СБИЛ ВСЕГО - 50
САМОЛЕТЫ - И-153, Р-39, Ла-7

Александр Клубов - любимец всего 16-го ГИАП, ученик и друг знаменитого аса Александра Покрышкина. Клубов имел все шансы выйти в число самых результативных советских асов, если бы его жизнь внезапно не прервалась в авиакатастрофе...

Александр Федорович Клубов родился в 1918 г в селе Бруново в семье бывшего матроса крейсера "Аврора". Когда Александру исполнилось 16 лет, его семья переехала в Ленинград; здесь Саша стал работать на заводе "Большевик", с 1936 г он начал учебу в местном аэроклубе. Через 3 года настало время призыва в Красную Армию, и Александр подал документы на поступление в авиашколу. В 1940 г молодй летчик получил направление в истребительную часть.
После начала войны Клубов воевал в 10-м ИАП, вооруженном бипланами И-153, затем - в должности командира звена в 84-м ИАП, так же летавшем на этом самолете. Александр сражался на безнадежно устаревшей "Чайке" вплоть до мая 1943 г (!), выполнив на ней 150 боевых вылетов (в основном - на штурмовку), и ухитрился сбить на тихоходном биплане 4 вражеских самолета. Кроме того, на земле он сжег еще 16 самолетов, 40 автомобилей, 10 бронемашин, уничтожил 15 зениток. Но и сам был сбит, с сильными ожогами лежал в госпитале... Весной 1943 г был награжден орденом Красного Знамени.
Однако настоящий успех пришел к Клубову только на втором этапе войны: 30 мая 1943 г Александр был переведен в 16-й ГИАП, сражавшийся на Кубани на лендлизовском истребителе "Аэрокобра". Огромное впечатление на молодого пилота произвел лучший ас полка Александр Покрышкин, обучивший Клубова новой тактике ведения воздушного боя. Результат не заставил себя ждать: уже в ходе битвы за Кубань Александр Клубов уничтожил еще 4 вражеских самолета, в августе же 1943 г в схватке над Федоровкой Клубов в одном бою сбил 3 машины... В том же августе в районе Мариуполя Александру пришлось выдержать настоящий экзамен его мастерства: Клубов в одиночку вступил в схватку с парой германских асов - "свободных охотников", летевших на "белых" (может, светло-голубых?) Bf-109 с красными спиралями на коках; эта пара с первого же захода сбила ведомого Александра - Николая Карпова, а потом вплотную занялась Клубовым. Началась бешенная "карусель", продолжавшаяся до тех пор, пока у обеих сторон не подошло к концу горючее; Александр на маневрировании давал такие перегрузки, что металл не выдержал: весь фюзеляж его самолета деформировало, сорвало антенну и сместило передатчик, срезало часть крепежных болтов, вырвав крышку лючка, сильно погнуло киль... Однако машина Клубова не получила ни одной пробоины - Александр так ни разу и не "подставился" опытным немецким асам!
В схватке над Мелитополем 26 сентября 1943 г в лобовой атаке на строй "Хейнкелей-111" Александр уничтожил головную машину противника очередью в упор изо всех стволов, после чего пронесся от разваливающейся машины в такой близости, что весь его самолет обдало фонтаном масла из распоротых маслобаков. После возвращения из схватки механик Клубова даже не сразу узнал свой истребитель, полностью, вместе с остеклением кабины, покрытый плотной жирной пленкой грязно-желтого цвета...
Клубов был человеком огромного спокойствия, он не терял хладнокровия в самых тяжелых ситуациях. Так, однажды в разведывательном полете его Р-39 был атакован 6-ю Bf-109; в ходе разыгравшегося боя Александр уничтожил 2 вражеских истребителя, но остальным удалось повредить его хвостовое оперение: были перебиты тяги рулей высоты! Тем не менее Клубов сумел оторваться от преследования и вернуться на свою базу к полному удивлению товарищей, не понявших, как с такими повреждениями Александру удалось удержать машину в воздухе. Самой же удивительной в этом случае была посадка: из-за перебитых тяг машина совершенно не управлялась по вертикали - посадить ее было просто невозможно. Однако Клубов совершил невероятное: регулируя высоту полета при помощи триммера и снижения оборотов мотора, он сумел "притереть" обреченную машину к взлетной полосе...
Онако, несмотря на спокойствие Клубова, в мае 1944 г с ним произошел неприятный случай - выпив спиртного на поминках погибшего в авиакатастрофе Олефиренко, захмелевший Александр имел столкновение с мотористом полка, который, не разглядев в темноте, что имеет дело с офицером, нагрубил Клубову. Разъяренный Александр выхватил пистолет и выстрелил в воздух. Из-за этого случая психического срыва Клубова едва не судили - по дивизии прошел слух, что он в пьяном виде застрелил техника; для ареста "убийцы" даже приехал следователь военной прокуратуры, который, разобравшись в происшествии, предложил наказать виновника в дисциплинарном порядке...
В ходе Ясской наступательной операции Александр показал наивысшую результативность в полку, сбив за неделю (с 1 по 7 июня 1944 г) 13 вражеских самолетов. Всего же за год службы в 16-м ГИАП Клубов добился серьезных успехов, уничтожив свыше 40 машин противника; так что звание Героя Советского Союза, присвоенное Клубову, было вполне заслуженным. Все знавшие Клубова летчики ожидали, что Александр сделает блестящую карьеру и выдвинется в число самых результативных асов СССР, но судьба распорядилась иначе: 1 ноября 1944 г Александр Клубов погиб в авиакатастрофе на аэродроме близ Львова при освоении нового истребителя Ла-7. Виной всему была неисправность техники и беспечность командира полка Г.А.Речкалова, организовавшего учебные полеты на плохо отремонтированном (после взрыва взлетной полосы отступавшими немцами) аэродроме в день, когда дул сильный боковой ветер. У садившегося истребителя не выпустились посадочные щитки, сильный боковой снос также увеличил длину пробега, в результате чего в конце полосы колеса Ла-7 попали в рыхлый грунт плохо засыпанной воронки и "Лавочкин" неожиданно для всех скапотировал и перевернулся; остекление раздавленной кабины лопнуло, нанеся Александру смертельные ранения. Клубов скончался через несколько минут на руках своего командира и друга Александра Покрышкина...

Всего за время участия в боях гвардии капитан Александр Клубов совершил 457 боевых вылетов, провел 95 боев, одержав в них 31 личную и 19 групповых побед, за что в 1945 г посмертно ему было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза.
Р-39N Александра Клубова 16 ГИАП 1943 (700x211, 34Kb)
Истребитель Р-38N Александра Клубова. 16-й ГИАП, 1944 г.