10:55 

Вольфганг Шелльман

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 Вольфганг Schellmann (200x300, 15Kb)

Подполковник Вольфганг Шелльман в начале 2-й мировой войны был достаточно знаменит и считался одним из лучших асов Люфтваффе. Впервые он прославился еще в боях гражданской войны в Испании, где одержал 12 воздушных побед и вошел в тройку самых результативных асов германского Легиона «Кондор».

Вольфганг Шелльман родился 2 марта 1911 г. в Касселе. С возрождением германской авиации после прихода к власти Гитлера Вольфганг прошел летную подготовку и в 1935 был зачислен в Люфтваффе.
К апрелю 1937 г. Шелльман дослужился до звания обер-лейтенанта и как один из лучших пилотов был назначен командиром только что сформированной эскадрильи 2./JG135. Однако командовал этой частью Вольфганг недолго: в конце 1937 г. Шелльман был направлен в Испанию для получения боевого опыта в схватках начавшейся там гражданской войны. Вскоре после прибытия в Легион «Кондор» Шелльман стал командиром 1./J88, заменив на этом посту гауптмана Харро Хардера (11 побед в Испании), вернувшегося на родину.
02 Bf-109D1 Шелльмана  (700x176, 38Kb)
Истребитель Bf.109D-1 командира 1./J88 Вольфганга Шелльмана. Испания, 1938 г.

Первую свою победу в небе Испании Вольфганг Шелльман одержал 18 января 1938 г., сбив в районе Теруэля республиканский истребитель И-16. В марте германский летчик уничтожил биплан И-15, а в июне – еще два И-16. В июле счет Шелльмана пополнился тремя сбитыми вражескими самолетами – одним И-15 и парой И-16. Но самым «урожайным» для Вольфганга стал август 1938 г – в этом месяце Шелльман одержал 5 побед, уничтожив три истребителя И-16 и два скоростных бомбардировщика СБ. Таким образом Вольфганг довел свой счет до 12 побед, выйдя на второе место среди лучших асов Легиона «Кондор» (после Вернера Мёльдерса, одержавшего в Испании 14 побед). За такую высокую результативность гауптман Шелльман был награжден Испанским крестом в золоте с мечами и бриллиантами.
03 шелльман в бою (547x483, 91Kb)
Вольфганг Шелльман одерживает победу над республиканским истребителем И-15

В сентябре 1938 г. Вольфганг Шелльман вернулся в Германию, передав командование своей группой гауптману Зибельту Реентсу. А уже через год, в сентябре 1939 г., он вновь вступил в бой: в составе I./JG77 гауптмана Йоханнеса Янке Шелльман участвовал в боях в Польше.В ноябре 1939 г. Вольфганг пошел на повышение - он был назначен командиром вновь сформированной группы II./JG2.
Свою первую победу в ходе 2-й мировой войны Шелльман одержал 11 мая 1940 г., сбив в районе Реймса, английский истребитель "Харрикейн". Через 4 дня в районе Седан - Шарлевиль-Мезьер Вольфганг уничтожил еще один "Харрикейн", а 17 мая в том же районе Шелльман сбил английский связной самолет "Лайсендер". 19 мая у Камбре он перехватил и сбил еще один "Лайсендер", а 31 мая одержал свою пятую победу во 2-й мировой войне, уничтожив восточнее Дюнкерка британский истребитель "Спитфайр".
Затем Шелльман вместе со своей частью участвовал в Битве за Британию; 25 августа Вольфганг одержал свою 10-ю победу во 2-й мировой войне, сбив в бою в районе Уормвелла истребитель "Спитфайр". 2 сентября 1940 г. майор Шелльман стал командиром истребительной эскадры JG2, а 18 сентября он был награжден Рыцарским Крестом. К этому моменту на личном счету Шелььмана числилось 24 победы, половину из которых он одержал в Испании, а остальные уже в ходе 2-й мировой войны.
04 Bf 109E-4,  шельмана 08.1940 (700x244, 20Kb)
Истребитель Bf 109E-4, W.Nr. 5159 майора Вольфганга Шелльмана. Август 1940 г.

20 ноября 1940 г. Шелльман был переведен на должность командира JG27, во главе которой он в апреле 1941 г. участвовал в боях на Балканах. Утром 20 апреля в районе аэродрома Танагра (северо-западнее Афин) Шелльман сбил "Харрикейн" из 80 Sqdn. RAF. В середине июня 1941 г эскадра Шелльмана была переброшена на аэродром Сувалки, расположенный на северо-востоке Польши недалеко от границы с Советским Союзом.
22 июня 1941 г. в 03.05 истребители JG27 во главе с оберст-лейтенантом Шелльманом поднялись в воздух. Эскадра получила приказ нанести штурмовые удары по советским аэродромам в районе Гродно, для чего на "Мессершмитты" были подвешены контейнеры с осколочными бомбами SD-2. Для Шелльмана это был уже 150 боевой вылет. При заходе на цель "Мессершмитты" подверглись атаке истребителей И-153 и И-16 из 127-го истребительного полка (11-й смешанной авиадивизии). Уже в первую минуту боя Шелльман сбил один И-16, одержав свою 26 и последнюю победу. Затем он атаковал И-153 лейтенанта П. А. Кузьмина, однако тот удачно маневрировал и смог уйти от двух его атак. Неожиданно "Чайка", выполнив резкий разворот, вышла в лобовую атаку, и Шелльман едва успел избежать столкновения, пролетев всего в нескольких десятках сантиметров от советского истребителя. Подобный маневр Кузьмин выполнял трижды, и трижды Шелльман уходил от столкновения, однако на четвертый раз И-153 все же врезался в фюзеляж "Мессершмитта". Кузьмин погиб, а Шелльман смог выпрыгнуть на парашюте, и о его дальнейшей судьбе ничего точно не известно.
После того как немецкие войска заняли Гродно, германским командованием были предприняты активные поиски, чтобы выяснить участь Шелльмана. Были найдены обломки его Bf-109, недалеко от которого лежали останки И-16, сбитого Шелльманом. Из показаний местных жителей, видевших бой, следовало, что Шелльман приземлился на парашюте на кукурузное поле и вскоре добрался до крестьянского хутора, расположенного невдалеке. Однако вскоре там появились солдаты войск НКВД; наткнувшись на них, Шелльман пытался убежать, но его поймали и, связав руки, увезли. После этого след Шелльмана терялся; по некоторым данным, спустя два дня он был расстрелян органами НКВД. Через десять дней после того, как немцы вошли в Гродно, в одной из деревень в районе города был задержан крестьянин, у которого нашли Рыцарский крест и Испанский крест с бриллиантами. Обе награды могли принадлежать только Шелльману, но, как они попали к этому человеку, установить так и не удалось.
05 Вольфганга Шеллманна (700x170, 21Kb)
06 месс шельмана (700x245, 40Kb)
Изображения истребителей Мессершмитт Bf.109E-7, которые в разных источниках приписываются Вольфгангу Шелльману.
На какой из этих машин германский ас совершил свой последний боевой вылет, мне неизвестно

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная