16:37 

Французский "Дракон" Великой войны

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
МОРИС БУАЙО
MAURICE BOYAU
(1888-1918)

Maurice Jean Paul Boyau (225x297, 12Kb)

СТРАНА - Фpанция
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг
ЗВАНИЯ - ряд. - су-лейт.
НАГРАДЫ - ВМ, ОПЛ
ЧАСТИ - N-77
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 15
СБИЛ АЭРОСТАТОВ - 20
ВСЕГО ПОБЕД - 35

Морис Буайо - один из наиболее удачливых французских асов 1-й Мировой войны, "специализировавшийся" на уничтожении аэростатов, очень трудной цели для истребителей. Кроме того Буайо внес существенный вклад в дело развития штурмовой авиации, лично разработав и проверив в боевой обстановке бомбовую подвеску, сделавшую самолеты его эскадрильи первыми специализированными истребителями-бомбардировщиками.

Морис Буайо родился 8 мая 1888 г в Алжире. В 1907 г он вместе со своей семьей покинул Северную Африку и поселился во Франции. Уже в юности Морис стал хорошим спортсменом; он одинаково охотно занимался велоспортом, бегом, боксом, но особую известность молодому человеку принесли победы в соревнованиях по регби, в которых он участвовал сначала на первенство Бордо (где проходил военную службу), а впоследствии и на первенство страны. Морис Буайо был самым блистательным капитаном французских команд; он остался им и после начала Мировой войны, хотя в это время спортивные матчи стали редкостью.
После начала боевых действий уже отслуживший срочную службу Морис был вновь мобилизован в 8-й транспортный эскадрон на должность водителя автомобиля. Однако вскоре бывший спортсмен стал добиваться перевода в военную авиацию, тягу к которой у него, как и у многих других, породила тяга к спорту с его духом соревнования и вкусом к риску. В конце 1915 г его просьбы были удовлетворены, и водитель Буайо получил направление в школу "Блерио де Бюк". Там Морис сдружился с Жильбером Сардье (Sardier), основателем аэроклуба в Оверни и будущим асом 1-й Мировой войны. После сдачи экзамена по воздушной акробатике в По Буайо получил диплом пилота и был возвращен в Бюк на должность инструктора по пилотажу. Оскорбленный таким назначением, Морис подал по начальству рапорт с просьбой об отправке на фронт, и вскоре его перевели в эскадрилью N-77, как раз в то время формировавшуюся исключительно из бывших спортсменов. Здесь Буайо встретился со своим другом Сардье, чемпионом по плаванию Анри Декуэном (Decoin), регбистом де Муронвилем (de Mouronval) и автогонщиком Андре Бойлло (Boillot).
Первую воздушную победу Морис Буайо одержал 16 марта 1917 г. В тот день он выполнял задачу по сопровождению биплана "Ньюпор", совершавшего разведывательный полет над Мецем. На обратном пути над лесом Монмар Морис обнаружил германский аэроплан "Авиатик", тот самый, который несколькими днями раньше сбил его друга су-лейтенанта Аве (Havet). Разъяренный Буайо тут же коршуном набросился на немца и в короткой схватке уничтожил его. А через неделю Морис на скорости 150 км/ч провел блестящую бомбежку с малой высоты немецкого аэродрома Марэмбуа близ Тиокура, за которую получил благодарность в приказе по армии.
2 месяца спустя - 23 мая 1917 г - Буайо провел свой первый бой с шаром-наблюдателем "Дракен", однако его атака закончилась безуспешно: шар успели спустить на землю, а наблюдатель еще до этого на всякий случай выпрыгнул из него с парашютом. Обескураженный таким результатом, Морис несколько недель тренировался в деле уничтожения аэростатов, и достиг в нем такого совершенства, что стал поистине настоящим специалистом в этой области. Свою блестящую серию побед над шарами Буайо начал 3 июня, уничтожив в компании с приятелем Жильбером Сардье свою первую "Воздушную сосиску" и получив за это новую благодарность. 5 июня Морис уничтожил второй "Дракен" и чудом избежал гибели, когда из-за поломки двигателя ему пришлось сесть "на вынужденную" в тылу врага. Однако Морису удалось устранить неисправность, вновь взлететь и вернуться на Люневилльский аэродром - это "приключение" принесло Буайо "Военную медаль". 24 июня Буайо "сделал "дубль", уничтожив не только аэростат, но и прикрывавший его самолет; еще одна победа над очередным "Дракеном" 13 июля только укрепила его репутацию "убийцы аэростатов".
Одновременно Морис Буайо совершенствовался и в деле бомбардировок с малой высоты: он придумал и изготовил систему, позволявшую его "Ньюпору" нести между колесами 5 бомб; эта же система была установлена и на других самолетах его эскадрильи. На замечания товарищей, что эта система опасна для летчика, Морис заявлял: зато она очень эффективна как в материальном, так и в психологическом плане. Боевая проверка показала правоту его слов: вечером 23 августа 1917 г 5 "Ньюпоров" 77-й эскадрильи, в числе которых были и Буайо с Сардье, полностью разгромили бомбами вокзал Френ-ан-Сонуа; на следующий день они же буквально разнесли вокзал Ампон и аэродром Фрескати... Во всех этих операциях бомбометание проводилось с высоты 200-300 метров, после чего следовал второй заход, в котором пулеметным огнем производилось уничтожение живой силы врага. 2 дня спустя - 26 августа 1917 г – Морис Буайо вновь увеличил свой победный счет, одержав 7-ю воздушную победу - и опять над "Дракеном"!
Получив звание су-лейтенанта, Буайо продолжил свою успешную войну против вражеских "Сосисок": в сентябре-октябре 1917 г он сжег очередные 4 аэростата, а в январе-феврале 1918 г - еще 2 "Дракена" (к сожалению, в этот период большинство его побед не удалось подтвердить официально). Весной 1918 г боевая активность Буайо вновь заметно повысилась: только за неделю - с 28 мая по 4 июня он сбил 5 "Альбатросов" и 2 "Дракена", причем 29 мая Морис одержал тройную победу (1 "Дракен" и 2 "Альбатроса")! Однако этот бой чуть не закончился для Буайо катастрофой: 2 разрывные пули пробили его топливный бак и едва не пронзили самого Мориса...
Следующие месяцы принесли французскому асу новые победы. 27 июня и 1 июля Буайо сбил по "Дракену"; 5 июля - новый "дубль": "Сосиска" и моноплан, ставший 24-й официальной победой. 22 июля опять тройной подвиг - сожжены 2 "Дракена" и 1 аэроплан; 11 августа - еще один "дубль": биплан и аэростат, сбитые в окрестностях Лассиньи... За эти бои 28 августа 1918 г французский летчик получил в петлицу розетку "Ордена Почетного Легиона". 13 сентября Буайо провел в одиночку бой против 6 германских аэропланов, 14 и 15 сентября он сбил еще 3 "Дракена", а 16 сентября состоялся его последний вылет: уничтоживший очередной аэростат Буайо прорывался через мощный пулеметный огонь с земли, когда на него набросились 7 германских истребителей. В разыгравшемся бою "СПАД" Мориса был подбит, загорелся, потерял управление, рухнул на землю и разбился.

Су-лейтенант Морис Буайо погиб всего за несколько недель до перемирия. К этому моменту на его счету числилось 35 официально подтвержденных побед (20 аэростатов и 15 самолетов), что выдвинуло Мориса в число самых удачливых и прославленных асов Франции времен Великой войны.
буайо ньюпор-17 без подписи (666x314, 41Kb)
Истребитель Ньюпор-17 Мориса Буайо. Лето 1917 г

Буайо СПАД-13 справа (700x322, 35Kb)
Истребитель СПАД-13 Мориса Буайо. Март 1918 г

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная