Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:00 

Лучший ас Словакии

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Ян РЕЖНЯК
Ján Režnòák
J?n Re?n??k (231x260, 12Kb)
СТРАНА – Словакия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ – 1942-1943
ЧАСТЬ - 13(Slovak)/JG-52
НАГРАДЫ – Рыцарский крест
СБИЛ САМОЛЕТОВ – 32

Участвовал в боях на Восточном фронте в составе эскадрильи 13(Slovak)/JG-52 с ноября 1942 г. Первую победу заставник Режняк одержал в январе 1943 г над станицей Смоленская, где сбил И-153 капитана Филатова из 957-го ИАП. Словацкий летчик отличался большим везением: его трижды сбивали, два раза он сам разбивал свои самолеты, но ни разу Ян не получил ни одного серьезного ранения. Наиболее значительным поступком союзника немцы считали его добровольный полет 17.02.43 г на поиски сбитого над Азовским морем германского аса Хайнца Шмидта. Правда, Режняку не удалось выручить немца: его связной биплан Ar-66 был перехвачен советскими истребителями и уничтожен; Ян сам оказался в холодной февральской воде и был спасен оказавшимся рядом германским катером. Шмидт же добрался до своих, прыгая с льдины на льдину. Самыми удачными днями словацкого аса стали 29.03.43 г и 3.05.43 г, в которые Режняк сбил по 3 советских самолета. В июле 1943 г после завершения положенного цикла боевых вылетов Ян Режняк был отозван на родину и больше в боях не участвовал. За время боев на Восточном фронте Ян сбил 32 самолета (еще 3 предположительно) и стал лучшим асом Словакии, полностью оправдав свою фамилию (Режняк в переводе со словацкого – мясник). Немцы по достоинству оценили рвение своего союзника, наградив его Рыцарским Крестом.
Bf109 G-4 de Jan Reznak. JG52, Kuban, Abril-Mayo de 1943. (700x196, 15Kb)

URL
Комментарии
2011-09-22 в 11:29 

aviator_bob
Читал я года два назад, на ВИФ`е (vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm) полемику по поводу побед Режняка. Авторитеты утверждапли, что реально по нашим потерям подтвердились только восемь эпизодов. В прочем "оверкил" 1 к 4-м - вещь обычная для счетов экспертов Люфтваффе.

2011-09-22 в 19:26 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
aviator_bob
Авторитеты утверждапли, что реально по нашим потерям подтвердились только восемь эпизодов. В прочем "оверкил" 1 к 4-м - вещь обычная для счетов экспертов Люфтваффе.

Не только для Люфтваффе. Послевоенное сравнение и анализ заявок побед к реальным потерям противника показали, что ВО ВСЕХ АВИАЦИЯХ МИРА это соотношение составляет от 3:1 до 4:1. именно поэтому америкосы после войны урезали все счета побед японцев в три раза (а своим - не урезали!). Кстати, наиболее близкое соотношение "заявка - реальная победа" именно в Люфтваффе! У немцев была самая строгая система учета побед, поэтому у них самое низкое расхождение по данным параметрам...

URL
2011-09-23 в 10:23 

"Кстати, наиболее близкое соотношение "заявка - реальная победа" именно в Люфтваффе! У немцев была самая строгая система учета побед, поэтому у них самое низкое расхождение по данным параметрам..."
Вот это как раз типичный миф, если поначалу немцы и могли достаточно строго следовать правилам учета, то со второй половины хода войны все это превратилось в ничего уже не значащую бюрократическую процедуру.

URL
2011-09-24 в 02:36 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Гость
типичный миф, если поначалу немцы и могли достаточно строго следовать правилам учета, то со второй половины хода войны все это превратилось в ничего уже не значащую бюрократическую процедуру.

Только вы не учитываете, что во второй половине войны немцы дрались над своей территорией, и могли "пощупать" каждый сбитый самолет - таких фото ("Гансик" осматривает свою жертву) полно. да и фотопулеметы к тому времени у них стояли на всех истребителях, и кадров, где под их огнем самолеты разваливаются на куски, тоже полно
А наименьшее расхождение между заявками и победами у немцев не я придумал - это выяснили по документам английские и американские исследователи, которых сочувствующими немцам не назовешь, потому, как "фрицы" их тоже хорошо били

URL
2011-09-26 в 11:09 

aviator_bob
Это как раз раньше, пока немцы наступали и захватывали все новые и новые территории? у них было время и охота "пощупать каждый сбитый самолет". Начиная со второй половины войны, (во всяком случае здесь на востоке) таких возможностей становилось все меньше и меньше. А уж о возможности подобной процедуры при подтверждении побед так называемых "свободных охотников" вообще говорить не приходится, их цели практически все были исключительно на вражеской территории. Фотокинопулеметы в общем то могли подтвердить лишь правильность прицела, финал атаки ими редко фиксировался. Что касается исследований англо-американцев, то на западе действительно контроль был строже и поцедура подтверждения побед не превратилась в пустую формальность, так как сбитые машины противника в основном падали на территорию контролировавшуюся немцами. Да, кстати, вас не смущает тот факт, что к середине 1944 года немецкие летчики истребители практически перестали рисовать "абшуссенбалкены" на килях своих машин. Так что в основном кроме подтверждения ведомого или прочих "напарников", и наземных наблюдателей в активе ничего больше и не было.

2011-09-27 в 21:04 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
aviator_bob
Да, кстати, вас не смущает тот факт, что к середине 1944 года немецкие летчики истребители практически перестали рисовать "абшуссенбалкены" на килях своих машин.

Когда я говорил "пощупать жертву" своими руками, я как раз и мел в виду Западный фронт, потому что послевоенные ислледования документов сегодня подтвердили или опровергли большинство одержанных там побед. О Восточном фронте этого не скажешь, потому как в российских лесах и болотах фиг найдешь сбитую машину. Этот фронт(с обеих сторон) не может дать нам надежную картину, так как до сих пор серьезного исследования на эту тему у нас не велось.
Теперь о процитированном мною вашем высказывании: Германские историки говорят, что в 1943 г соотношение сил Люфтваффе и РККА составляло 1:4,5, а в 1944 г изменилось до 1:10! По воспоминаниям ведущих германских асов летом 1944 г уже было практически невозможно воевать с русскими – каждый взлетающий немецкий истребитель атаковывался целыми эскадрильями, причем атакующие группы были эшелонированы по всем высотам… И всякие Хартманы, Баркхорны и Липферты с их «сумасшедшими» победными счетами часто вынуждены были пикировать вниз и спасать свою шкуру. В их мемуарах страницы о последнем периоде войны прямо пропитаны злостью и обидой… Так что неудивительно, что "гансы" перестали рисовать "абшуссенбалкены" на килях - жизнь дороже гонора. Правда, многие летчики к тому времени вместо заметного частокола "абшуссенбалкенов" рисовали на килях более скромные венки с цифрами сотен побед. что же касается вероятности победы, то у немцев она была намного выше. Большинство советских летчиков были новичками и отправлялись в бой с налетом в 6-8 часов; немцы же даже в середине войны выпускали в бой молодых летчиков с 200 часов налета в училище + 100 часов налета в прифронтовой полосе без боя (в 1941-42 - 400 часов в училище и 200 часов у фронта). Так у кого было больше шансов на реальную победу в поединке? а если еще учесть, что огневая мощь немецких истребителей значительно превосходила огневую мощь большинства советских самолетов, а живучесть цельнометаллических Мессов и Фокк с хорошей бронезащитой была неизмеримо выше живучести советских деревянных самолетов, нечего удивляться тому, что пик побед немцев на восточном фронте пришелся именно на конец 1943 и начало 1944 г (потом их задавили количеством). Недаром военная статистика констатирует, что 50% советских молодых летчиков погибали в первом же бою, еще 25% - во втором, еще 10% - в третьем, и только у выживших в первых вылетах летчиков появлялся реальный шанс стать асом и дожить (возможно!) до конца войны. Та же статистика говорит, что советские летчики в большинстве своем погибали или калечились после того., как и х сбили в первый- второй, максимум третий раз, немцы же оставались в строю после того, как их сбивали 15-20 раз (Харман, Бэр и другие) - это к вопросу живучести советских и немецких самолетов. что же касается утверждения, что в конце войны у немцев Восточного фронта победа подтверждалась только фотопулеметом, напарником и наземным наблюдателем, так и у русских все было точно так же (а зачастую - без фотопулемета, за малым количеством таковых в советской авиации). И еще - я бы не относился так презрительно к свидетельству фотопулемета. Мне удалось просмотреть в кинохронике достаточно много эпизодов поражения цели, зафиксированных на пленку - там деревянные Яки и Лавочкины очень часто разлетаются в щепки после попадания немецких снарядов, калибр которых у истребителей доходил до 30-мм (для сравнения - живучая четырехмоторная американская "Летающая крепость" В-17 погибала после поражения всего 3-мя такими снарядами...)
А вообще я не вижу смысла "ломать копья" из-за этой темы - ругань по данному вопросу идет уже 20 лет и в книгах, и в интернете, причем каждый спорящий остается при своем мнении и игнорирует аргументы оппонента. Любители немцев настаивают на их исключительности, любители русских - упорно отрицают реальность побед противника, не сомневаясь при этом в реальности советских побед. Вместо того, чтобы исследовать (пусть по крупицам) вопрос и искать истину, эти "горе-исследователи" получают удовольствие от наносимых оппоненту оскорблений. Честно говоря, эта грызня уже навязла в зубах... Я все рано останусь при своем мнении, так как оно подкреплено большим количеством прочитанных мною по данной теме книг и документов (в частности, у меня в залежах бумаг имеется копия доклада о победе немецкого летчика, правда - западного фронта, где он указывает тип пораженного самолета, высоту полета, дистанцию открытия и дистанцию прекращения огня, количество израсходованных патронов и снарядов, характер повреждений и район падения жертвы, а так же подтверждает победу не только свидетельством фотопулемета, 3-х свидетелей, но и табличкой с номером мотора сбитого самолета; у нас такого дотошного подтверждения никогда не требовалось). Подводя итоги, уточню свое мнение по Восточному фронту (Западный сегодня сомнений не вызывает): большинство рядовых немецких летчиков превосходили по выучке большинство рядовых советских летчиков, и потому нанесли советской авиации серьезные потери, но в конечном итоге были задавлены массой советских бойцов и проиграли воздушную войну.

URL
2011-09-28 в 14:47 

aviator_bob
Ага, еще один миф о наших "неумехах" с налетом в 6-8 часов. Серию того же Драбкина внимательно перечитайте, со второй половины 1943 года практически каждый, свежеиспеченный, летчик-истребитель вместо фронта сначала отправлялся в запасной полк где его несколько месяцев, а иногда и по пол году гоняли в "хвост и гриву" опытные инструкторы. Другое дело, что фронтовые навыки даже самое большое количество часов налета заменить не могло. Кстати, тот же Липферт, да и не он один, слывший среди экспертов люфтваффе знатоком и любителем "догфайта", к выучке его русских оппонентов встреченных им в воздушных боях относился с большим пиететом. Он честно пишет, что не раз возвращался из боя, так и не добившись победы, в мокром насквозь от пота комбинезоне, не в силах унять дрожащие коленные чашечки.
У наших истребителей, как, впрочем, и у союзников была одна общая проблема. Многие из наших пилотов, сделав за войну по несколько сотен вылетов, с противником же встретились всего несколько десятков раз. Реальных целей для атаки на их всех просто не хватало.
Что касается бортового вооружения, то 30 мм пушка вещь конечно серьезная, но надежность у неё, особенно в начале применения, была просто аховая, отказ её после пары выстрелов был делом вполне обычным, а крупнокалиберные пулеметы у нас и тех же янки были гораздо лучше немецких. Что касается прочности машин, дело не в конструкционных материалах планера, а замысле конструктора. Те же "Яки" были "хлипкие" не спорю, но это была цена за их предельную облегченность, а "Лавочкины" могли выдержать не мало попаданий, у немцев, к стати, картина была схожей - "хрупкие" мессеры и "крепкие" фоккеры.
На счет итогов, уровень мастерства массового летчика-истребителя к середине второй мировой войны у всех воюющих сторон был примерно одинаков, чем дальше продолжалась война, тем уровень у союзников повышался, а у стран оси падал, и причина тут в демографическом факторе. Немцы продержались дольше всех за счет своей великолепной организации, но и только, поражение было неизбежно.

2011-09-28 в 14:53 

aviator_bob
Правда, многие летчики к тому времени вместо заметного частокола "абшуссенбалкенов" рисовали на килях более скромные венки с цифрами сотен побед.
Нет, венок с круглой цифрой побед рисовали при замене "крафта", а далее продолжали городить "частокол".
Малевание "крестиков и веночков" закончилось вместе с накраской заборов из "абшуссенбалкенов", зато у наших соколов тогда как началась повальная мода на "гвардейские значки" и прочую геральдику. :)

2011-09-28 в 19:21 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Ага, еще один миф о наших "неумехах" с налетом в 6-8 часов. Серию того же Драбкина внимательно перечитайте

При чем здесь Драбкин? Цифру налета в 6-8 часов перед боем я взял в мемуарах Дважды Героя Советского Союза Ворожейкина.

URL
2011-09-29 в 07:56 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Многие из наших пилотов, сделав за войну по несколько сотен вылетов, с противником же встретились всего несколько десятков раз. Реальных целей для атаки на их всех просто не хватало.

наши лучшие пилоты сделали за войну всего про 300 (Кожедуб) - 600 (Покрышкин) боевых вылетов. Немцы же летали намного больше: 1400 боевых вылетов - Хартман, 1800 боевых вылетов - Баркхорн, ни у т.д. и т.п. Это - и больший боевой опыт, и возможность сбить больше самолетов (кстати, если соотнести количество побед к количеству вылетов, лучшие советские асы не уступают, если не превосходят немецких!). А более редкие, чем у немцев, встречи советских истребителей с врагом - результат не только малочисленности германской авиации на Восточном фронте, но и лучшая организация боевой работы на штабном уровне: имея меньше самолетов, немцы зачастую ухитрялись сосредоточить основные силы в нужное время в нужном месте, создав тем самым временное превосходство в силах на важном участке; мы же смогли добиться такого эффекта только в 1944 году, когда в 10 раз превзошли врага по количеству самолетов и научились, наконец-то, воевать.

Что касается прочности машин, дело не в конструкционных материалах планера, а замысле конструктора. Те же "Яки" были "хлипкие" не спорю, но это была цена за их предельную облегченность, а "Лавочкины" могли выдержать не мало попаданий, у немцев, к стати, картина была схожей - "хрупкие" мессеры и "крепкие" фоккеры.

Замысел конструктора - дело важное, но неплохо бы им было и сопромат изучать. Тот же Яковлев склепал свой знаменитый Як-3 настолько переоблегченным, что у него крылья отваливались на крутом вираже. Из-за этого в корпусе Савицкого в тренировочных (не боевых!) вылетах погибло несколько асов; в разгар Белорусского наступления целый Истребительный корпус Резерва Верховного главнокомандования из-за этого оказался прикован к земле - на Яках подкрепляли крылья, утяжеляя машину и "съедая" добытую Яковлевым путем излишнего переоблегчения скорость. У немцев же на "хрупких" мессах ничего подобного не наблюдалось. Я уж не говорю про то, что ни один деревянный истребитель не сможет так резко и глубоко спикировать, как цельнометаллический - поэтому немцы обычно и отрывались на пикировании он наших, когда "припекало". И потом - живучесть машины определяется не только материалом, из которого он изготовлен, но и компоновкой основного оборудования. На большинстве советских истребителей бензобак и масло бак располагались ПЕРЕД пилотом и в крыльях вокруг него - в случае поражения летчик оказывался в центре костра, который еще и хлестал на него. У немцев же бензобаки находились позади, за перегородкой, и даже горящий, "Ганс" мог еще какое-то время "тянуть к своим". То же касается и системы охлаждения - при поражении радиатора охлаждения на Яке мотор клинило меньше, чем через минуту, у Месса же летчик просто отключал его, сохраняя воду в системе и летал на втором радиаторе еще 10-15 минут.
Что же касается запасных полков, то они действительно во второй половине войны принесли заметную пользу в деле обучения пилотов, однако по тем же мемуарам летчиков известно, что в этих полках больше внимания уделялось теоретическому обучению на земле, чем тренировочным полетам (так экономили горючее и избегали высокой аварийности). К тому же эти полки располагались в стороне от линии фронта, и не давали летчику привыкания к реальной боевой обстановке. Кстати, у нас и у немцев был разный подход к комплектации потрепанных в боях эскадрилий: в ВВС при переформировании полка эскадрильи формировались из новичков, к которым добавлялись 3-4 опытных летчика (по воспоминаниям генерала Савицкого), в Люфтваффе же 2-3 новичка вливались в эскадрилью опытных пилотов, что позволяло им выжить в первых боях и быстрее перенять опыт товарищей.
Что касается ненадежности немецкой "тридцатки" на начальном этапе ее эксплуатации, я с этим абсолютно согласен, но ведь замена этой пушки на "двадцатку" прямо на аэродроме занимала всего минут 20-30. Но даже с одной MG151 бортовой залп Bf.109G-6, усиленный двумя "крупняками", заметно превосходил залп Як-9 с одной двадцаткой и одним "крупняком" (я взял самые распространенные истребители). Ну а "каное" - Месс с тремя MG151 - вообще не имел среди русских конкурента в смысле мощи залпа (про Фокку с четырьмя пушками я уж и не говорю).
Про "венки и палочки" на хвостах "гансов" вы абсолютно правы, здесь я погорячился в споре. Но и это имеет объяснение в мировой практике военной авиации: все исследователи давно заметили закономерность: авиация побеждающей стороны получает яркие раскраски и малюет огромные знаки побед, психически подавляя противника, проигрывающая сторона начинает замазывать все значки и усиленно камуфлировать машины, стараясь сделать их незаметными.

чем дальше продолжалась война, тем уровень у союзников повышался, а у стран оси падал, и причина тут в демографическом факторе

С этим тоже согласен, хотя демографический фактор здесь, на мой взгляд, играл не первую роль. В начале войны у немцев выучка была чуть ли не лучшей в мире, но в ходе войны подготовленные в мирное время пилоты выбивались, а на обучение пополнения уже не хватало времени и средств. Недаром Галланд, когда получил приказ Геринга снизить время обучения летчиков с 400 до 200 часов, заявил маршалу: "Теперь мы проиграем войну"! И в конце 1944 - начале 1945 г уже у немцев пошли в бой пилоты, имевшие налет всего в несколько десятков часов, или пилоты бомберов, пересаженные на истребители. Естественно, при встрече с советскими истребителями у этих летчиков почти не было шансов на успех.

Он честно пишет, что не раз возвращался из боя, так и не добившись победы, в мокром насквозь от пота комбинезоне, не в силах унять дрожащие коленные чашечки.


А я и не говорил, что немцам победы давались легко. Я могу продолжить список немецких асов, опасавшихся советских летчиков - Баркхорн, Ралль и т.д. Война есть война, это дело тяжелое и опасное, и только дурак будет считать себя неуязвимым под пулями. Речь шла о том, что примерно до середины 1944 г подавляющее большинство СРЕДНИХ летчиков Германии имели лучшую выучку, чем СРЕДНИЕ летчики СССР (асы - разговор особый, там в ход идут уже другие мерки).

И вообще, мне очень не нравится характерная для нашей страны тенденция делить все на черное и белое. Мы или слепо поклоняемся "иностранщине", бичуя себя и свою историю, или считаем себя величайшими в мире, и не признаем за другими народами права на героизм и таланты. А ведь истина, как всегда, лежит где-то посередине. И лучшая выучка немецких пилотов и более высокие качества их техники должны быть признаны, на мой взгляд, хотя бы по тому, что это ничуть не унижает русского человека (как считают многие), а наоборот, возвышает его подвиг: одно дело - четыре года биться с трусливыми дураками (как показывают в нашем кино) прежде чем одержать победу над "недоумками", и совсем другое - победить умелого и сильного врага, тоже способного на героизм и подвиг...

PS. Если захочется продолжить диалог, должен извиниться за будущее временное молчание: уезжаю на неделю к отцу в деревню, там нет компьютера. Старик перенес операцию, нужно поддержать...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная