11:48 

«Zerstorer» - несбывшаяся надежда Геринга ч.3

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 Mo23_Bf110 (1) (480x443, 64Kb)

«Разрушителю» приходится сражаться до конца


Весной 1941 г Мессершмитты-110 из I/ZG 76 и двух групп ZG 26 участвовали в балканской компании, причем в боях использовались в основном именно модификации D. Затем эти «Разрушители» широко применялись в боях над Средиземным морем и в Северной Африке. Причем, действия немецкой авиации в песчаных пустынях Северной Африки потребовали установки на самолеты специального оборудования. Там частые песчаные бури поднимали тучи пыли на высоту до 3000 м. Мельчайшие частицы песка проникали внутрь всех механизмов, забивая их и выводя из строя. Поэтому для Bf.110D и последующих модификаций «Разрушителя», действующих в Африке, была предусмотрена установка противопыльных фильтров. Они представляли собой короткую трубу с крышкой и ставились на воздухозаборник двигателя. При взлете и посадке, а также на малых высотах, где пыль многочисленна, воздух проходил через сетчатые фильтрующие боковины. На большой высоте крышка открывалась, и чистый воздух свободно проходил в отверстие нагнетателя. Другим пустынным оборудованием стали трубчатые защитные кожухи носовых пулеметов. Наконец, к аптечке добавили запас еды и воды, и… охотничье ружье для защиты от диких зверей. Таково было тропическое оборудование «стодесятых».

02 фильтры противопыльные (524x234, 62Kb)
Воздухозаборники карбюратора Bf.110: стандартный и с тропическим фильтром

А потом «Разрушители» приняли участие в нападении на СССР. Правда, для участия в операции "Барбаросса" привлекли сравнительно немного Bf.110 - в основном в составе двух групп 210-й эскадры скоростных бомбардировщиков (сформированной на базе E.Gr.210) во 2-м воздушном корпусе, и группы ZG 26 в 8-м воздушном корпусе. Эти части действовали на стыке групп армий «Север» и «Центр» и применялись в основном для поддержки передовых пехотных и танковых частей как штурмовики, а не истребители. Обычно «Разрушители» вылетали на задания с двумя 250-кг бомбами под фюзеляжем; атакуя советские войска, они сначала выполняли бомбометание с пикирования, а потом «добивали» цель из бортового оружия, нанося своими действиями противнику ощутимый ущерб. При этом «Разрушители» по возможности старались не вступать в бой с советскими истребителями (особенно когда несли бомбы); однако если боя избежать было нельзя, Zerstorer смело шли на врага, используя всю мощь своего носового вооружения.
Hесмотря на сокращение производства Bf.110, в течение 1941 г были выпущены еще две модификации истребителя-бомбардировщика - серии E и F. Помимо нового оборудования, некоторого усиления конструкции и улучшения бронезащиты Bf.110E-1 получил четыре подкрыльевых бомбодержателя ЕТС 50, теперь его максимальная бомбовая нагрузка достигла 1200 кг; при желании под консолями можно было подвесить 300-л сбрасываемые баки. Существовал вариант Bf.110E-1/R2 без консольных держателей ЕТС 50, но с подфюзеляжными ЕТС 1000 на пару 1000-кг бомб. Почти одновременно в серию пошли еще истребитель-бомбардировщик Bf.110E-2 с удлиненным хвостом, в котором размещалась спасательная лодка, и дальний разведчик Bf.110E-3 с фотокамерой вместо пушек и сбрасываемыми бензобаками под крыльями.
03 стодесятка Е с бомбой (700x191, 32Kb)
Истребитель-бомбардировщик Bf.110E с подфюзеляжным бомбодержателем

Bf.110F начали производить в конце 1941 г, когда стало ясно, что программа замены «Цершторера» новым Ме.210 провалилась – «сменщик» оказался откровенно неудачным. Главным отличием новой модификации стала установка двигателей DB 601F, развивавших на взлете 1350 л.с. В предыдущих версиях постоянный рост боевого веса самолета без значительного увеличения мощности двигателей вел к ухудшению летных данных и управляемости Bf.110. Теперь же установка нового двигателя впервые после Bf.110C позволила улучшить тактико-технические характеристики самолета. Хотя основными были варианты истребителя-бомбардировщика и разведчика, с самого начала предусматривался так же выпуск модификаций "охотника" и ночного истребителя.
Hа серийных Bf.110F в качестве стандартного оснащения ставилось лобовое 57-мм бронестекло, кроме того использовались 35-мм бронестекла на боковых панелях фонаря. Перед пилотом была установлена 12-мм бронеплита, а за ним - 8-мм. Такая же бронеплита была за стрелком, а над ним 57-мм бронестекло. Под фюзеляжем на держателях ETC 500 можно было подвесить две 250-кг фугасные или осколочные бомбы, Hа крыльевых держателях можно было подвесить 50-кг бомбы, либо контейнер на 24 2-кг бомбы, который открывался автоматически в момент сброса. Правда, описанная версия Bf.110F-1 серийно не производилась; малой серией был выпущен и Bf.110F-2, который являлся "охотником" без бомбовых держателей ETC. В крупносерийном производстве был только вариант Bf.110F-3, разведчик по образцу Е-3. который выпускала фирма Мессершмитта (остальные предприятия производство Bf.110 прекратили).
04 стодесятка ф3 разведчик (700x208, 26Kb)
Bf.110F-3 из разведывательного отряда 2.(H)/14. Северная Африка, весна 1942 г

Так как Ме.210, который должен был заменить Bf.110, оказался неудачным, а для переработки проекта требовалось время, немцам в конце 1941 г пришлось восстановить производство устаревающего Bf.110. Поэтому предприятия, прекратившие было производство «Разрушителя» возобновили поставки этой машины в Люфтваффе с февраля 1942 г. Одновременно конструкторы "Мессершмитта" приступили к совершенствованию самолета.
7 декабря 1941 года во вторую Мировую войну вступили США. К середине лета 1942 года американцы перебросили в Англию части 8-й воздушной армии, в том числе тяжелые четырехмоторные стратегические бомбардировщики В-17 «Летающая крепость». Таким образом, ночные налеты английских бомбардировщиков дополнились теперь дневными налетами американских «Летающих крепостей». Эти живучие машины было трудно сбить, и потому для уничтожения четырехмоторных американских монстров конструкторы начали разработку нескольких вариантов более мощного вооружения. В частности, среди образцов нового оружия, испытывавшегося на Bf.110F-2, были реактивные снаряды Wfr.Gr.21, которые с 1943 г использовались на так называемых "разрушителях строя". Две пусковые Wfr.Gr.21 крепились под каждым крылом «Разрушителя». Применение этих снарядов против плотного строя бомбардировщиков оказывалось весьма эффективным: взрыв пары таких ракет в гуще вражеских самолетов буквально взламывал их строй, после чего можно было начинать индивидуальную охоту за рассыпавшимися по небу отдельными бомбардировщиками.
05 заряжание авиа ракеты (452x346, 60Kb)
Процесс заряжания реактивных снарядов Wfr.Gr.21 в подкрыльевые установки

Кроме того, на F-2 испытывались также ракеты RZ 65, предназначенные для поражения наземных целей. Батарея из 12 таких пусковых ракет монтировалась под фюзеляжем. Bf.110 и должна была при пуске накрывать огнем и сталью большую площадь вражеских позиций; однако плохие результаты испытаний заставили командование отклонить этот проект.
Восстановление полномасштабного производства Bf.110 в 1942 г привело к решению наладить выпуск более мощного варианта базовой модели - Bf.110G (работа над машинами серии G началась еще летом 1941 г, но была приостановлена из-за решения о замене Bf-110 на Ме-210). Новая версия Bf.110G отличались от Bf.110F установкой двигателей DB 605B-1, которые при тех же размерах, что и DB 601F, развивали 1475 л.с. Кроме того, Bf.110G отличался от Bf.110F установкой новых килей оперения, усиленными стойками шасси и винтами с более широкими лопастями. Все это позволило поднять взлетный вес до 9400 кг.
06 отличия Ф от Г (377x276, 67Kb)
Внешние отличия версий Bf.110F и Bf.110G

Планировавшийся в качестве первой серийной модели тяжелый, дневной истребитель Bf.110G-1 (отличавшийся от предыдущих Bf.110 заменой пушек MG FF на MG 151) был отклонен в пользу Bf.110G-2. Ведь G-2 при установке различных "наборов" – Rustsatze - мог использоваться в качестве и "охотника", и тяжелого истребителя-бомбардировщика. Со сборочной линии G-2 начал сходить с мая 1942 г.
На новом «Разрушителе» прежние носовые пушки MG FF были заменены на дальнобойные MG 151 с ленточным питанием, обеспечивавшим более долгую стрельбу. Защита от атак с хвоста была усилена заменой пулемета MG 15 на спаренный пулемет MG 81Z с 800 патронами. Под фюзеляжем G-2 устанавливались два держателя ETC 500, но их можно было заменить на две подвесные 20-мм пушки MG 151 с ленточным питанием по 200 снарядов на ствол. Держатели на два 300-л бака под консолями так же можно было заменить на четыре держателя ETC 50.Из других, более мелких изменений, можно упомянуть дополнительный 55-л маслобак в фюзеляже, улучшенное оборудование для "холодного" запуска двигателя с увеличенной емкостью топливного бака стартера, доработка маслорадиатора и системы охлаждения, установка дополнительного оборудования.
07 стодесатка г2 вполоборота (700x262, 57Kb)
Истребитель-бомбардировщик Bf.110G-2

Вообще, на Bf.110G-2 использовались несколько "наборов" вооружения полевой установки. Первый из них - Bf.110G-2/R1, усиливший огневую мощь самолета, был разработан осенью 1942 г. "Набор" состоял из 37-мм пушки ВК 3,7 (Flak 18), укрепленной под фюзеляжем при снятии бомбодержателей и закрытой обтекателем из каркаса легкого сплава и фанерно-тканевой обшивки. Боепитание ВК 3,7 осуществлялось из магазина в нижней части кабины на 72 снаряда. Это заставило снять обе 20-мм пушки. ВК 3,7 обладала начальной скоростью снаряда 1170 м/с и оказалась эффективной при использовании против бомбардировщиков, следовавших без истребительного прикрытия. Одно попадание, как правило, приводило к уничтожению В-17. Однако вес этой пушки и дополнительное воздушное сопротивление ее обтекателя делали Bf.110 крайне уязвимыми при встречи с истребителями эскорта.
Чтобы улучшить летные характеристики при установке ВК 3,7 двигатели DB 605B оборудовали системой форсирования GM 1. 440-кг бак для GM 1 ставился на месте стрелка-радиста. "Нормальный" режим впрыска обеспечивал продолжительность форсажа до 45 мин, а "чрезвычайный" - до 27 мин. Общий вес установки, включая бак высокого давления, составлял 615 кг. При этом снималось все бронирование с задней части кабины, а также бомбовый прицел и пулемет MG 81Z – в этом варианте «Разрушитель» бел беззащитен от атак сзади! Это "набор" получил обозначение R2.
08 стодесятки г2р2 (700x378, 45Kb)
Противотанковый истребитель Bf.110G-2/R1 с подфюзеляжной пушкой ВК 3,7

Первые Bf.110G-2/R1 с ВК 3,7 были отправлены на фронт в марте 1943 г; их передали в 5./ZG1, сражавшуюся на Восточном фронте. В мае перед Курской битвой из части экипажей 5./ZG1 сформировали противотанковую эскадрилью Pz.Jg.St./ZG1, которая в составе I./ZG1 приняла участие в боях под Орлом. За месяц боёв штаффель понесла большие потери, показав при этом, что пушка BК 3.7 оказалась неэффективной для действий против танков с малых высот. Она имела недостаточную бронепробиваемость, а из-за нее самолёт становился трудно управляемым и неустойчивым. К тому же пушка имела крайне низкую надёжность. В результате осенью все уцелевшие самолёты были переданы в состав вновь сформированной II./ZG76, защищавшей небо Германии. Теперь Bf.110G-2/R1 использовались для перехвата тяжёлых бомбардировщиков на большой высоте. Предполагалось, что экипажи будут иметь возможность поражать B-17 и В-24 с больших дистанций, находясь вне зоны действия оборонительного огня. Однако на практике затея с треском провалилась. На большой высоте из-за низких температур пушка постоянно отказывала (возникали неустранимые задержки), а также очень сильно снижала лётные данные самолёта.
Тем временем конструкторы продолжали совершенствовать G-2. Так, в 1943 г четыре носовых пулемета MG 17 заменили на "набор" R3 - пару 30-мм пушек МК 108 (135 снарядов на ствол), что значительно повысило мощь залпа «Разрушителя». В остальных аспектах Bf.110G-2/R3 практически не отличался от стандартного G-2: имел такие же взаимозаменямые подфюзеляжные держатели ETC 500 или пушки MG 151. Bf.110G-2/R4 получил оба "набора" R1 и R3 (то есть 37-мм пушку Flak 18 и две 30-мм МК 108 при снятии фюзеляжных MG 151). Hа Bf.110G-2/R5 использовались "наборы" R1, R2 и R3.
09 вооружение стодесяток (523x575, 153Kb)
Rustsatze – различные наборы вооружения для Bf.110

Параллельно с Bf.110G-2 были разработаны еще две модификации серии G: дальний разведчик Bf.110G-3 и ночной истребитель Bf.110G-4. Bf.110G-3, который пошел в серию только в начале 1943 г, получил одну фотокамеру Rb 50/30 или 70/30; наступательное вооружение состояло из четырех носовых 7,9-мм пулеметов MG 17, а под крылом можно было подвесить два 300-л бака. Оборонительное вооружение состояло из одного спаренного пулемета MG 81Z в задней части кабины и так называемого "сбрасываемого вооружения" - одной неподвижной, подфюзеляжной 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами. Без внешних подвесок Вf 110G-3 развивал на высоте 5800 м скорость 557 км/ч; нормальная дальность полета была 900 км.
В феврале 1942 г было выпущено всего 4 Bf.110, но с марта поставки в Люфтваффе двухмоторного истребителя "Мессершмитт" вновь пошли в гору. До конца года было сдано 577 истребителей, а средний темп за 10 месяцев составил 57-58 самолетов. Пик производства был достигнут в ноябре, когда были приняты 84 самолета. В начале 1943 г производство Bf.110 продолжало расти, увеличившись на 100%. Ежемесячный выпуск составил 126 самолетов. К этому времени Bf.110 в качестве "охотников" использовались только в ZG 1 и ZG 26, а также в 13.(Z)/JG 5; в остальных частях он теперь обычно применялись в качестве разведчика, а также стал основным самолетом ночной истребительной авиации (о которой речь пойдет в отдельном посте).
Еще до окончательного заката Bf.110 в серию успели запустить еще одну модификацию - Bf.110H, который в 1942 г выпускался параллельно с Bf.110G. Учитывая незначительные изменения в конструкции, присвоение Bf.110 новой буквы модификации труднообъяснимо, но в 1941 г, когда разрабатывался проект серии Н, он довольно сильно отличался от предыдущего варианта. К тому времени, когда было восстановлено массовое производство Bf.110, большинство особенностей проекта Bf.110H уже использовалось на серийных вариантах Bf.110G. В результате Bf.110H-2 отличался от Bf.110G-2 только установкой двигателей DB 605E, некоторым усилением хвостовой части фюзеляжа, усилением шасси, гидравлически убираемым хвостовым колесом и новой ручкой управления. В этой модификации выпускались: тяжелые истребители Bf.110H-2 (с"наборами" R1 и 2), разведчик-бомбардировщик Bf.110H-3 (по образцу Bf.110G-3, но с заменой пулеметов MG 17 на пару 30-мм пушек МК 108), ночной истребитель Bf.110H-4 (по образцу Bf.110G-4 с использованием "заводских наборов" 7 и 8).

ТТХ тяжелого истребителя Bf.110G

Двигатели - 2 Daimler-Benz DB 601В-1 мощностью по 1475 л.с.
Максимальная скорость –550 км/ч
Взлетный вес – 9400 кг
Дальность полета – 2100 км
Потолок – 11000 м
Вооружение стандартное – 2 30-мм пушки МК 108 со 135 снарядами на ствол + 2 20-мм пушки MG 151 с 300 снарядами (на правую пушку) и 350 снарядами (на левую), + 1 сдвоенный 7,9-мм пулемет MG 81Z с 800 патронами.

10 1920x1200 (691x432, 73Kb)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная