Flaer
"Хочу, чтобы все..."
01 бф 110 в бою (652x366, 176Kb)

Трудное рождение «Разрушителя»

В 30-е годы 20-го века многие страны разрабатывали концепцию так называемого «стратегического истребителя», который должен был быть высокоскоростным, тяжеловооруженным самолетом с достаточной дальностью полета. Он предназначался для эскортирования дальних бомбардировщиков, действий в глубине территории противника, ведения длительного патрулирования вдали от своей базы. Предусматривалось также в случае необходимости выполнение этим самолетом задач дальнего истребителя-перехватчика, разведчика и истребителя-бомбардировщика. Задача, стоявшая перед всеми авиаконструкторами разных стран, работавшими над этим проектом, была очень сложной. Такой самолет нельзя было создать без компромиссов, а компромисс - не лучший способ решения проблем. Стратегический истребитель должен был иметь более высокие или, по крайней мере, сравнимые характеристики с "целевыми" истребителями, с которыми им предстояло сразиться при прикрытии своих бомбардировщиков. С другой стороны, огневая мощь, необходимый запас топлива для обеспечения заданной дальности полета, различные другие задачи, планируемые штабами, определяли создание довольно большого двухмоторного самолета, маневренность которого сразу ставилась под вопрос.

Тем не менее, в Германии были разработаны требования к Kampfzerstorer ("боевому охотнику", дословно - "боевому разрушителю") - многоцелевому самолету, главной задачей которого была "расчистка" пути для бомбардировщиков, а последующими - эскорт бомбардировщиков, перехват вражеских самолетов, а так же штурмовые и бомбовые удары по наземным целям, разведка. Причем спецификации задавали только двухмоторную конфигурацию трехместного, цельнометаллического самолета с вооружением из подвижных пулеметов и внутренней подвеской бомб. Все остальное, включая летные характеристики, вес и размеры, отдавалось на усмотрение разработчиков. Спецификации были направлены на большинство авиационных фирм Германии, но наибольшее впечатление на руководство Люфтваффе произвел проект фирмы "Байрише флюгцойгверке", разработанный конструктором Вили Мессершмиттом; фирме было поручено срочно изготовить три опытных самолета под обозначением Bf.110. Главную роль в этом решении сыграли Эрнст Удет и Герман Геринг: их стратегические амбиции сделали этих лидеров Люфтваффе горячими сторонниками концепции тяжелого дальнего истребителя.
Конструкция стратегического истребителя Мессершмитта строилась на той же основе, что и Bf.109. Крыло состояло из двух секций, которые крепились к фюзеляжу в трех точках, имели работающую обшивку и автоматический предкрылок. Фюзеляж овального сечения имел цельнометаллическую конструкцию. Экипаж должен был состоять из трех человек. Пилот сидел перед крылом, за ним сразу - штурман-радист. За крылом располагался стрелок. Кабина была закрыта длинным, полностью остекленным фонарем. Оперение представляло собой свободнонесущий стабилизатор с двумя концевыми шайбами. Все три стойки шасси убирались с помощью гидравлики. Основные стойки убирались в мотогондолы и полностью закрывались створками. Два двигателя "Даймлер-Бенц" DB 600A развивали по 910 л.с. и работали на трехлопастные винты изменяемого шага. Топливо располагалось в четырех баках по бокам фюзеляжа.
02 Bf 110 V1 (600x334, 117Kb)
Экспериментальный «Разрушитель» Bf.110 V-1 в испытательном полете

Первый опытный Bf.110 V1 поднялся в воздух 12 мая 1936 г. Летные испытания, которые постоянно прерывались из-за низкой надежности двигателей, выявили невысокие разгонные характеристики, небольшие проблемы с управляемостью на малых и средних скоростях, зато управляемость на максимальных скоростях была отличной. Маневренность, хотя и была низкой по стандартам тех дней, оказалось лучше, чем можно было ожидать. Уже в начале испытаний при взлетном весе 5000 кг на высоте 3300 м была достигнута скорость 503 км/ч. Самой серьезной проблемой, которую преподнес новый самолет, была склонность к самопроизвольному развороту на взлете и посадке, особая осторожность требовалась на земле, чтобы самолет не занесло. Замена колес на новую конструкцию несколько смягчили проблему, но так и не решили ее полностью.
Из-за задержки с поставкой двигателей DB 600A испытания опытных машин затянулись до января 1937 г., когда все же было принято решение запустить самолет в серию благодаря его хорошим летным данным и управляемости.
Первая серийная модель Bf.110A должна была получить двигатели DB 600Aa взлетной мощностью 986 л.с., но "Даймлер-Бенц" не сумела разрешить все проблемы с доводкой DB 600. А когда сборка установочной партии Bf.110A-0 уже зашла довольно далеко, неудачный DB 600 вообще был снят с производства, а в серию был запущен его вариант с непосредственным впрыском топлива - DB 601.
03 Bf 110 A (700x326, 121Kb)
Первая серийная модель «Разрушителя» Bf.110A. На этой машине вместо двигателей DB 600 установлены моторы Jumo 210Da

Технический департамент министерства авиации ожидал начала поставок серийных DB 601 весной 1938 г, и тогда же планировалось начать поставки Bf.110 в создаваемые "тяжелые" истребительные группы. А пока "Байрише флюгцойгверке" соответственно получила указание уже почти готовые самолеты переделать под двигатели "Юнкерса" Jumo 210Da. Переход на новые двигатели не был серьезной технической проблемой, и к августу 1937 г работы были завершены. Двигатели Jumo 210Da развивали мощность 680 л.с. и имели двухлопастные винты изменяемого шага. Меньшая мощность двигателей определила снижение летных характеристик: теперь Bf.110A едва достигал скорости 430 км/ч. Вооружение нового Самолета состояло из четырех 7,9-мм пулеметов MG 17 в носовой части фюзеляжа и одного пулемета MG 15 на подвижной установке в конце кабины. Двигательные гондолы были удлинены и приобрели более обтекаемую форму. В результате колеса в убранном положении выступали из мотогондол. Хвостовое колесо стало неубираемым, а взлетный вес с нормальным запасом топлива достиг 5600 кг.
Когда стало очевидно, что DB 601A еще не скоро пойдет в серию, пришлось менять и планы производства Bf.110: в серию уже готовился его улучшенный вариант Bf.110B. Внешне он отличался более аэродинамичной носовой частью фюзеляжа. Верхняя часть носовой секции с пулеметами теперь сдвигалась, обеспечивая легкий доступ к пулеметам и установку патронных ящиков. В нижней части носовой секции были сделаны порты для двух 20-мм пушек MG FF, которые монтировались на съемной панели под кабиной пилота и перезаряжались штурманом.
Дальнейшие задержки с поставкой DB 601A заставили оснастить Bf.110B менее мощными двигателями "Юнкерса" Jumo 210Ga, имевшими непосредственный впрыск и двухступенчатый нагнетатель - это давало всего 700 л.с. Винт был трехлопастный изменяемого шага. Эта версия начала выпускаться с апреля 1938 г.
04 Bf 110 B (700x240, 48Kb)
Серийный «Разрушитель» Bf.110B-1 с двигателями Jumo 210Da

Если истребитель Bf.109 получил шумную рекламу, то Bf.110 напротив был скрыт "паранджой" тайны, как "жена султана": о нем все слышали, но никто не видел. Вскоре после того, как в августе 1938 г первый Bf.110B-1 был принят люфтваффе, Германию с официальным визитом посетил глава воздушного штаба французских ВВС генерал Вюйемин. И именно Bf.110 довелось сыграть главную роль в блефе, который немцы разыграли перед высоким гостем. Делегацию штаба французских ВВС привезли на завод "Мессершмитт А.Г." (в которую была месяцем раньше переименована "Байрише флюгцойгверке"). После эффектной демонстрации огневой мощи нового "охотника", генералу Вюйемину показали "часть" сборочной линии и "только что выпущенные" Bf.110, которые с правильными интервалами поднимались в воздух. Это эффектная демонстрация "массового производства" была не более чем хорошо спланированной мистификацией. Взлетающими с правильными интервалами самолетами являлись несколько имевшихся в наличии Bf.110B, которые после взлета приземлялись за пределами визуальной видимости, и быстро перевозились назад на завод, чтобы вновь выйти из сборочного цеха и подняться в воздух перед пораженными мощью германской авиапромышленности гостями…
05 отличия модели А от модели В (551x445, 125Kb)
Детали, отличающие Bf.110A от Bf.110B

Вюйемин в результате был весьма впечатлен, но реально к тому времени были выпущены только четыре серийных Bf.110B-1, а "тяжелые истребительные группы" только формировались. На самом деле производство Bf.110B в течение 1938 г едва достигало двух машин в неделю, так как вариант с Jumo 210Ga рассматривался пригодным только для испытания оборудования, вооружения, и в учебных целях. Несколько Bf.110B-1 поступили на вооружение I-й "тяжелой" истребительной группы в так называемой инструкторской эскадре LG 1, где они использовались для отработки тактики и техники применения. Группу позже переименовали в I(Z)/LG 1, а сам термин "тяжелый истребитель" заменили на "Разрушитель" - Zerstorer. В начале 1939 г были сформированы I/ZG 1 и I/ZG 76, в каждой из которых была эскадрилья "охотников", использовавшаяся в качестве запасной для подготовки экипажей.
Производство Bf.110B за 1938 г составило 45 самолетов, включая несколько разведывательных Bf.110B-2 без пушек, но с фотооборудованием. Все эти самолеты не участвовали в боях 2-й мировой войны - большинство из них уже весной 1939 г было переделано в учебные Bf.110B-3, которые использовались в этом качестве до 1941 г.
06 Bf 110 B цвет (700x195, 69Kb)
Учебная версия Bf.110B-3 предназначалась для обучения пилотов и испытания различных видов оборудования и вооружения

Hа этой версии пушки снимались (иногда снимались и пулеметы), ставилось новое радиооборудование и приборы "слепой" посадки. Несколько Bf.110B использовалось в различных испытаниях оружия, например, для пушки "Рейнметалл-Борзиг" МК 101 или для полуавтоматического револьверного магазина под 73-мм ракеты. Первые испытания ракетного магазина были проведены 10 марта 1939 г в Тарневице на доработанном Bf.110B (D-ADJD). Вращающийся магазин на восемь ракет размещался внутри фюзеляжа. Под носовой частью проходила пусковая труба ракеты. 40% ракет RZ 65 на дистанции 350 м укладывались в квадрат 6х6 м. Хотя испытания затянулись до 1943 г, устройство так и не было доведено до практического использования.

ТТХ тяжелого истребителя Bf.110B

Двигатели - 2 Junkers Jumo 210Ga мощностью по 700 л.с.
Максимальная скорость – 453 км/ч
Взлетный вес – 5700 кг
Дальность полета – 1700 км
Потолок – 8000 м
Вооружение – 2х20-мм пушки MG FF (180 снарядов на ствол) и 4х7,9-мм пулемета MG 17 (1000 патронов на ствол); 1 кормовой 7,9-мм пулемет MG 15 на подвижной установке (750 патронов)

07 bf110r0yj (605x454, 54Kb)