19:04 

Отец германской истребительной авиации

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Освальд БЁЛЬКЕ
OSWALD BOELCKE
(1891-1916)

boelcke в рост (293x315, 13Kb)

СТPАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1916 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1914-1916 гг.
ЗВАНИЯ - обер-лейтенант
НАГРАДЫ – Пур ле Мерит
ЧАСТИ - Яшта-2
СБИЛ ОФИЦИАЛЬНО - 40 самолетов

Освальда Бёльке в Германии называют отцом немецкой истребительной авиации. Он был одним из первых в истории летчиков-истребителей, ему принадлежит титул второго после Макса Иммельманна «каноне» (аса) Германии, который Освальд заработал еще в 1915 г. Он был самым результативным истребителем мира на момент своей гибели; однако самой главной заслугой Бёльке была разработка тактики ведения воздушной схватки, создание так называемой "германской школы воздушного боя", которой немецкие летчики пользовались даже через 20 лет после его смерти. Несомненно, ценным было и введение Освальдом в немецкой авиации эскадрилий, позволявших создать во время боя перевес в силах; отличал Бёльке от других пилотов и яркий педагогический талант, позволивший развиться целой плеяде одаренных асов.

Освальд Бёльке родился 19 мая 1891 г в Гибихенштайне. Одаренный математик и физик, он с детства увлекался спортом и даже хотел стать профессиональным пловцом; однако, когда пришла пора выбирать себе профессию, юноша, как и многие немцы, вдруг ощутил в себе тягу к военной форме и решил посвятить свою жизнь армии. Вступив в Прусский кадетский корпус, Бёльке накануне войны в звании унтер-офицера войск связи был направлен на время Дармштадских маневров телеграфистом в авиационную часть; впервые увиденные им аэропланы так поразили воображение Освальда, что он тут же решил стать летчиком. Подав рапорт по начальству, Бёльке прошел соответствующую подготовку, став сначала авиа-наблюдателем, а потом и пилотом 2-местного разведчика "Альбатрос" С-1; причем Освальд научился пилотировать аэроплан менее чем за 7 недель и получил диплом летчика буквально за несколько дней до начала войны. Почти одновременно с Освальдом диплом наблюдателя получил и его брат Вильгельм; вскоре оба брата вместе отправились в составе Флигерабтайлунг-13 на фронт в Шампани.
В сентябре 1914 г братья вместе совершили множество совместных разведывательных полетов, причем часто в очень трудных условиях. Их деятельность начальством была замечена и отмечена: в октябре оба брата с интервалом в неделю получили престижные награды - Железные кресты. Однако с наступлением холодов Освальд был вынужден прекратить полеты: оказалось, что у него с детства были слабые легкие, и молодого летчика замучили простудные болезни. В результате Освальд был по состоянию здоровья отчислен из Флигерабтайлунг-13; он покинул фронт и получил направление в тыловую часть Флигерабтайлунг-62, в то время базировавшуюся на Добериц. Здесь, вдали от суеты фронтовой службы, у Бёльке появилось время и возможность обдумать особенности своей новой профессии и свою роль в ней. В результате размышлений Освальд Бёльке одним из первых в немецкой авиации оценил аэроплан не только как средство ведения разведки и бомбометания, но и как аппарат для борьбы с воздушным противником. Развивая идею возможности уничтожения самолета самолетом, Бёльке пошел так далеко, что еще зимой 1914-1915 гг. - до появления истребителей! - он теоретически разработал ряд тактических приемов воздушного боя. А вскоре создание первых боевых машин, вооруженных курсовым синхронным стрелковым оружием, дало Освальду возможность воплотить эти идеи на практике...
Весной 1915 г, попав на выпускные экзамены молодых пилотов, Бёльке познакомился с Максом Иммельманом. Этот молодой человек стал впоследствии не только его другом, но и соратником в деле разработки основ немецкой школы воздушного боя, а так же серьезным конкурентом в борьбе за титул первого аса Германии. 12 июня 1915 г Освальду было доверено облетать только что созданный Энтони Фоккером первый германский истребитель "Фоккер" Е-I. Вместе с Максом Иммельманом Освальд устроил на новой долгожданной машине сумасшедшие гонки на целый час! Получив "Фоккер" в личное пользование, Бёльке тут же начал охоту за вражескими аэропланами; 6 июля над Вузьером ему удалось нагнать французский "Моран-Солнье" и сбить его, но эта победа не была официально подтверждена, так как бой проходил над вражеской территорией. Честь первой официальной победы на первом германском истребителе, таким образом, перешла к Максу Иммельману, уничтожившему 31 июля недалеко от своего аэродрома британский аэроплан, совершавший налет на их базу; Бёльке в этой воздушной схватке прикрывал атаку своего друга, связывая боем другие британские самолеты.

бельке фоккер е1 (700x251, 27Kb)
Фоккер Е.I Освальда Бёльке. Лето 1915 г.

1-ю официальную победу Освальд одержал 19 августа, а к концу 1915 г он имел на своем счету уже 5 официальных побед, став таким образом, 2-м асом Германии (Макс Иммельман обогнал своего друга и тут, одержав 5-ю победу 7 ноября и 7-ю победу - 5 декабря 1915 г). В январе же 1916 г за 6-ю воздушную победу сам кайзер Вильгельм II вручил лейтенанту Бёльке высшую награду летчиков того времени - орден "Пур ле Мерит".
В начале 1916 г перед Освальдом опять вплотную встал вопрос разработки и совершенствования тактики воздушного боя: численное превосходство авиации Антанты и более удачный, чем у немцев, французский истребитель "Ньюпор" вынуждали германских летчиков искать новые, более эффективные способы ведения воздушной схватки. И Бёльке вновь взялся за разработку приемов воздушного боя; огромное значение он придавал улучшению обучения летчиков, постоянному совершенствованию навыков пилотирования и стрельбы, умению быстро и правильно выбрать время и место завязки схватки, а так же способности вовремя прекратить бой и оторваться от противника.
Весной 1916 г германское командование готовило большое наступление под Верденом, и для поддержки наземных войск оно направило в этот район своих лучших летчиков, в числе которых был и Освальд Бёльке, только что пересевший на новый истребитель "Фоккер" Е-IV, вооруженный 3-мя пулеметами "Шпандау". Этот самолет не пользовался популярностью среди немецких пилотов из-за того, что он значительно проигрывал в маневренности бипланам союзников. Однако Бёльке считал, что и на этом самолете можно успешно драться с "Ньюпорами" и "Де-Хевилендами". Эта уверенность и прекрасное владение машиной помогали немецкому асу одерживать новые победы над врагом. Так, 13 марта в тяжелом бою Освальд уничтожил французский "Вуазен", ставший его первой победой под Верденом, а всего несколько дней спустя он одержал свою 13-ю воздушную победу. К концу августа на счету Бёльке числилось уже 18 официальных побед, и удачливый летчик стал настоящим национальным героем Германии.

Фоккер Е4 Бельке 40 поб (700x258, 45Kb)
Фоккер Е.IV Освальда Бёльке. Лето 1916 г

Участие в Верденском сражении дало Освальду новую пищу для размышлений над тактикой истребительной авиации. Он пришел к выводу, что необходимо расширить взаимодействие истребителей и разведчиков, которое раньше сводилось только к формальному сопровождению одних другими и почти не приносило реальных результатов. Еще более важным выводом Бёльке стало решение об увеличении эффективности действий авиации путем соединения небольших Флигерабтайлунг (звеньев) в более крупные подразделения, получившие названия "Jasta" (Ягдштаффель - истребительные эскадрильи). Последнее предложение Бёльке вызвало у командования огромный интерес, и в августе 1916 г в германской авиации было создано 7 истребительных эскадрилий (Jasta -1 -7), что позволило немцам добиваться на определенном участке перевеса в количестве самолетов и открывало прямой путь к победе в воздушной схватке. Начальство не забыло и об отце этой идеи - Бёльке; он был назначен командиром Яшта-2, и знаменитый ас лично занялся подбором в свое подразделение наиболее способных летчиков, а так же обучением их искусству воздушного боя. Этот период жизни Освальда был очень напряженным: занятый "по горло" административными делами, инспекцией и занятиями, ас успевал еще и увеличивать свой личный счет - только в начале сентября он сбил 7 вражеских аэропланов, доведя к концу месяца свой список до 29 побед. В перерывах между вылетами или в дни нелетной погоды он уезжал в Берлин для инспектирования новых создающихся эскадрилий, что позволяло Бёльке внушать свои идеи и теории сразу большому количеству немецких летчиков, внедрять среди них свежие, только что отработанные во фронтовых условиях интересные элементы. В одной из таких поездок Освальд познакомился с полным амбиций молодым пилотом, бароном Манфредом фон Рихтгофеном и пригласил его на службу в свое подразделение.
Вооружившись новейшими истребителями-бипланами "Альбатрос" D.I, на каждом из которых стояло по 2 пулемета, Яшта-2 вступила в конце сентября 1916 г в бои над Соммой. Счет побед этой эскадрильи в небе Соммы открыли сразу 4 пилота: Бёльке, Рихтгофен, Беме и Райме сбили по самолету в первой же схватке севернее Типвала. А к началу октября счет Яшта-2 составлял уже 21 воздушную победу. Все свободное от боев время Освальд проводил среди своих подчиненных, обсуждая с новичками тактику прошедших схваток, делясь опытом, делая выводы и подводя итоги тактических споров. Эта работа вылилась в целый свод правил, получивший название "Дикта Бёльке" - правил, которыми немецкие летчики пользовались и 20 лет спустя!

Альбатрос D-II Бёльке 40 поб 1916 г  (на нем погиб) (700x300, 40Kb)
Альбатрос Д.I Освальда Бёльке. Октябрь 1916 г.

К 20 октября 1916 г Яшта-2 потеряла 5 своих летчиков, уничтожив к этому дню 51 вражеский аэроплан. 26 октября Освальд Бёльке сбил британский разведчик-биплан ВЕ-2, ставший его 40-й победой. А 28 октября в схватке 6-ти "Альбатросов" Яшта-2 с группой британских разведывательных самолетов Бёльке и его ведомый Бёме спикировали одновременно на один и тот же аэроплан и их "Альбатросы" столкнулись. Перкаль на обоих истребителях от удара лопнул, аэропланы вошли в штопор и рухнули на землю. Удивительно, но Бёме после падения с большой высоты остался жив, а вот Бёльке погиб мгновенно - нашедшие после боя его тело товарищи обнаружили, что от удара у Освальда сломался позвоночник... Так нелепо погиб лучший на 1916 г ас Германии, с которым на тот день по количеству побед не мог сравниться ни один летчик мира. Даже противники признавали выдающиеся заслуги Освальда Бёльке в деле развития авиации: после гибели немецкого аса над аэродромом Яшта-2 появились самолеты Антанты и сбросили на поле венки цветов, отдавая почести тому, кто даже будучи врагом, остался для них великим летчиком и талантливым учителем.

Начавший войну лейтенантом и пилотом-разведчиком, Освальд Бёльке на момент своей гибели имел звание обер-лейтенанта и должность командира Яшта-2; за 1,5 года истребительной карьеры он уничтожил 40 вражеских аэропланов и получил высшую авиационную награду Германии - голубой крест "Пур ле Мерит". Его имя носит сегодня одна из лучших истребительных эскадр современной Германии.

бельке Oswald Twin Gun E-IV - Roy Cross (670x432, 66Kb)
Фоккер E.IV Бёльке в полете

URL
Комментарии
2011-08-30 в 07:06 

snarka
snarkk @ yandex ru
картинок не видно : ((

2011-08-30 в 10:41 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
snarka
картинок не видно : ((

Да? Попробую исправить. А пока зайдите в luftwaffe-wings.jino.ru/blog.php?6-Flaer
Там картинки видно

URL
2011-08-30 в 10:58 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
Пост переделал. Теперь иллюстрации видно?

URL
2011-08-30 в 14:08 

snarka
snarkk @ yandex ru
Теперь видно! : ) Спасибо!

Надо же, всего до 25 лет дожил, а на фотографии выглядит лет на 40-50.

2011-09-12 в 12:07 

aviator_bob
Бёльке сразу же получил в свое распоряжение Альбатрос Д II, как, кстати, и нарисовано на иллюстрации. Это был один из пары опытных прототипов этой модели, правда художник ошибочно изобразил водорадиаторы двигателя на фюзеляже этой машины, а не на центроплане верхнего крыла.
Гибель Бёльке тот же Рихтгофен, принимавший участие в этом бою, описывает по другому. С его слов Бёльке и его ведомый Бёме действительно столкнулись на пересекающихся курсах в момент атаки "одноместного Виккерса" (Dh 2), но Бёме, летеший чуть позади ведущего успел среагировать на опасное сближение их машин взяв ручку управления на себя. В результате колеса шасси его аппарата только задели за верхнее крыло самолета Бёльке, но этого оказалось достаточно, что бы перкаль обшивки действительно лопнула и крыло начало разрушаться, в конце концов аппарат потерял управление, что в конечном итоге привело к гибели Бёльке. Бёме в этом инцинденте не пострадал, но впал в тяжелейшую депрессию и, считая себя виновником гибели командира и друга, несколько раз покушался на самоубийство. Не совсем ясна роль в этом инцинденте "красного барона", который в том бою был вторым ведомым Бёльке.:budo:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная