08:56 

Flaer
"Хочу, чтобы все..."
04.04.2011 в 17:44
Пишет Flaer:

Поляк, защищавший небо Великобритании
ВИТОЛЬД УРБАНОВИЧ
WITOLD URBANOWICZ

(1908 - 1996)



СТРАНА - Польша (в RAF и USAAF)
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1945 гг.
ЗВАНИЯ - поручик - винг-коммандер
ЧАСТИ - 303 FS, 1 FW, 75 FS
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 20
СБИЛ НЕПОДТВЕРЖ.- 8 (засчит. наземными)
РЕКОРД 1-го ДНЯ - 4 победы

Совсем немного пилотов 2-й Мировой войны могут похвастаться, что за все время участия в боях они ни разу не были сбиты. И среди них - Витольд Урбанович, официально 2-й по результативности ас Польши (хотя, если учесть неправильно засчитанные ему 8 побед, он выйдет на 1-е место!). Он не только ни разу не был сбит, но даже никогда не получал серьезных повреждений своего самолета. И это при том, что во время "Битвы за Британию" ему пришлось сражаться с элитой Люфтваффе, а в 1943-44 гг. - с упорными и отчаянными японскими пилотами.

Витольд Урбанович родился 30 марта 1908 г в Ольшанце. В 1930 г в Деблине он начал изучение летного дела, два года спустя окончил "Школу Орлят" и получил назначение в 1-й Авиаполк - в 113-ю Эскадру. В 1934 г Витольд окончил Высшую школу пилотажа и стал заместителем командира 111-й Истребительной Эскадры им. Тадеуша Костюшки.
В 1936 г 111-я Эскадра перебазировалась из-под Варшавы на Сарнский аэродром, расположенный на восточной границе Польши, с заданием перехватывать советские самолеты-шпионы, нарушавшие воздушное пространство Польши. Один из патрульных вылетов поручника Урбановича закончился перехватом и уничтожением советского самолета "Р-5"; однако польское командование официально не признало уничтожение самолета-шпиона, русские - тем более. Тем не менее, СССР прекратил полеты над польской территорией.
В том же году Витольд стал инструктором истребительной группы в Деблинской школе подхорунжих авиации. Из-под его руки вышло множество ставших впоследствии знаменитыми пилотов-истребителей: Горбачевски, Ретингер, Скальски и др. Урбанович имел среди своих учеников славу дотошного и сурового руководителя.

Во время Польской сентябрьской кампании 1939 г Витольд выполнил несколько боевых вылетов на перехват немецких бомбардировщиков на устаревшем истребителе "PZL P-7a", качества которого не давали ему шансов на успех. Получив приказ командования принять в черноморских портах британские истребители, Урбанович вместе со своим подразделением, состоявшим из 50 подхорунжих, 17 сентября пересек границу Румынии. Узнав, что самолеты еще не поступили, Витольд передал командование своему заместителю, а сам вернулся на Родину. Он хотел помочь обороняющейся Варшаве, но был задержан русскими солдатами, вторгшимися на территорию Польши, и только благодаря помощи местной интеллигенции ему удалось бежать и вторично пересечь границу Румынии, где Витольд вновь присоединился к своему отряду. Узнав о падении Польши, Урбанович со всеми своими подопечными перебрался на судне во Францию.
В начале 1940 г Витольд оказался в Англии. Пройдя переучивание на истребитель "Харрикейн", Урбанович вступил в 145-й Эскадрон в Вестхампнетте. 8 августа ему пришлось оборонять с воздуха морской конвой "PEEWIT", и в этом бою Витольд уничтожил свой первый официальный самолет - истребитель Мессершмитт-110. Четыре дня спустя он сбил бомбардировщик Ju-88. Сражаясь в составе британских Эскадронов (некоторые исследователи утверждают, что он летал так же и в 601-м Эскадроне), Урбанович уничтожил 4 немецких машины. В конце августа Витольд был переведен в 303-й Польский Эскадрон на должность командира Звена. 6 сентября Урбанович возглавил весь Эскадрон, сменив на этом посту погибшего в воздушном бою майора Краснодебски.
В течение сентября Витольд одержал 13 воздушных побед; самыми удачными его днями стали 27 и 30 сентября - в каждый из этих дней Урбанович сбил по 4 немецких самолета. Большим успехом польского летчика стала его победа над бывшим асом Легиона "Кондор" гауптманом Иоахимом Шлихтингом (8 побед), во время Битвы за Англию руководившим III/JG-27. Урбанович сбил Шлихтинга в воздушном бою над Кентом 6 сентября 1940 г, и немецкий летчик попал к англичанам в плен. Германское командование в декабре 1940 г наградило Иоахима Шлихтинга Рыцарским Крестом, но он узнал об этом только после окончания войны.
В октябре Витольд Урбанович был переведен на работу в штаб 11-й Истребительной Группы; весной 1941 г началось создание 1-го Польского Истребительного Крыла на базе 303-го, 306-го и 308-го Эскадронов, и майор Урбанович стал первым командиром этого соединения.
В июне 1941 г Витольд был послан в Соединенные Штаты для набора американцев польского происхождения в Эскадроны RAF. Одновременно он читал лекции по истребительной тактике на авиабазах USAAF. С ноября работал заместителем авиационного атташе в польском посольстве в Вашингтоне. Весной 1942 г Урбанович встретился с генералом Клером Ченно, руководившим 14-й Воздушной Армией США, воевавшей в Китае, и американец, благодаря помощи адъютанта генерала Сикорского, выпросил понравившегося ему поляка для службы в своей Армии.
В Китае Урбанович сначала летал на задания с базы Кунминг в составе 16-го и 74-го Истребительных Эскадронов; в конце 1943 г Витольд был переведен в 75-й Эскадрон, базировавшийся на аэродром Хенг Янг в восточном Китае. Все вылеты Витольд проводил на американских машинах Кертис Р-40 модификаций "Е", "К" и "М". За время службы на Дальнем Востоке Урбанович уничтожил 3 японских истребителя (14.10.43 г - "Зеке", 11.12.43 г - 2 Кi-43) в воздухе, и 8 самолетов - на земле. Однако это был неточный подсчет: Урбанович утверждал, что воздушные победы записывались на основании донесений китайской разведки, а ее рапорты были очень неточны. Каждый раз при оценке результатов боя происходившего над вражеским аэродромом, когда сбитые самолеты падали прямо на взлетную полосу, китайцы доносили о них, как уничтоженных на земле, и эти победы так и записывались.
В конце декабря 1943 г Витольд Урбанович уехал в Вашингтон, но вскоре опять оказался в Китае на той же базе Кунминг. Во время подготовки высадки союзников в Нормандии Урбанович вернулся в Англию и принял участие в этой операции. Осенью 1945 г - после окончания 2-й Мировой войны - Витольд демобилизовался из авиации и вернулся в Польшу, но не надолго. Обнаружив, что его личность очень заинтересовала службу безопасности, Урбанович нелегально перешел границу и ушел в зону оккупации западных союзников, поселившись впоследствии в Соединенных Штатах. Витольд Урбанович - автор ряда книг об участии авиации во Мировой войне ("Заря победы", "Огонь над Китаем", "Истребители"), которые стали бестселлерами авиационной литературы.
Витольд смог вновь побывать на родине только в 1991 году, лишь после того, как в Польше рухнул коммунистический режим. Урбанович четырежды посещал Польшу, но продолжал жить в США, где он и скончался 17 августа 1996 года в возрасте 88 лет в нью-йоркской больнице для ветеранов войны.

Всего за годы 2-й Мировой войны Витольд Урбанович сбил 20 вражеских самолетов, 17 из которых были уничтожены Витольдом в ходе Битвы за Англию. Остальные 3 Витольд сбил в Китае в составе американских ВВС; еще 8 побед над японцами были неверно засчитаны Урбановичу как наземные, что и определило его 2-е место в списке самых результативных польских асов периода 2-й Мировой войны.


Истребитель Харрикейн Мк.1 303-го польского эскадрона, на котором командир звена Витольд Урбанович сражался в начале сентября 1940 г


Истребитель Харрикейн Мк.1 командира 303-го польского эскадрона Витольда Урбановича. Конец сентября 1940 г


Истребитель Р-40N Витольда Урбановича. 75-я истребительная эскадрилья, Китай, конец 1943 г


URL записи

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Всего понемногу

главная