Flaer
"Хочу, чтобы все..."
20.02.2011 в 11:16
Пишет Flaer:

Самый результативный ас Битвы за Британию
ГЕЛЬМУТ ВИК
HELMUT WICK

(1915-1940)



СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1939-1940 гг.
ЗВАНИЯ - лейтенант - майор
НАГРАДЫ - Рыцарский крест с дубовыми листьями
ЧАСТИ - JG2
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 56
РЕКОРД 1-го БОЯ - 5
САМОЛЕТЫ - Bf-109E


Гельмут Вик вошел в историю германской авиации как самый результативный ас "Битвы за Англию", уничтоживший в ее ходе 42 вражеских самолета.

Гельмут Вик родился 5 августа 1915 г в Маннхайме; все детство он прожил рядом с аэродромом, и это имело немалое значение в зарождении его любви к авиации. В 1935 г в возрасте 20 лет Гельмут вступил в возрождающиеся Люфтваффе и после 3-х лет обучения в офицерской школе был направлен во II/JG134, которой руководил Макс Ибель. Эта Группе летала в то время на биплане Арадо-68, и с новым германским истребителем Мессершмитт Bf.109 Вик познакомился только в январе 1939 г, когда его перевели пилотом в 3/JG53. Вскоре командиром его новой части стал знаменитый ас Испанской войны Вернер Мельдерс. В сентябре того же года Вик вновь сменил место службы: теперь он был направлен в I/JG2 "Рихтгофен"; эта Группе вместе со всей Эскадрой не принимала непосредственного участия в Польской кампании, так как была привлечена для воздушной обороны Берлина.

По мере распространения германской агрессии в небе Западной Европы все чаще разгорались воздушные бои; в одной из таких схваток над границей Германии с Францией 22-го ноября 1939 г Гельмут Вик впервые сбил самолет противника. Однако вскоре участие Вика в воздушных боях прекратилось, так как его Мессершмитт потерпел аварию, и длительный ремонт машины превратился в бесконечный. Казалось, этот Bf.109 пора списывать, но руководитель наземного обслуживания самолета Вика унтер-офицер Зауэрбрай сотворил чудо, и 21-го мая 1940 г Гельмут смог, наконец, совершить на своей машине первый боевой вылет. А на следующий день он уже добился очередного успеха: его 3-я Штаффель атаковала неприятельскую группу из 24-х бомбардировщиков и истребителей, уничтожив в разгоревшемся бою 8 французских самолетов, 2 из которых сбил Гельмут Вик. 5-го июня жертвами его огня стали 4 истребителя Блок-151; до окончания Битвы за Францию Вик уничтожил еще 4 вражеских самолета, став самым результативным пилотом Эскадры "Рихтгофен" этой кампании.
Первая победа в Битве за Англию далась Гельмуту относительно легко: он атаковал сзади строй "Спитфайров", управлявшихся новичками - так называемыми "Чарли" - которые обычно становились жертвами немецких истребителей. Устаревшее построение тройками, которое применяли британские пилоты, было существенной, если не основной причиной неблагоприятных для англичан результатов большинства боев (особенно в начальный период Битвы). 1-го августа 1940 г Вик принял командование над своей 3-й Штаффель, а 25 числа того же месяца сбил 2 самолета, которые довели счет его Эскадры до 250 воздушных побед; это сделало Гельмута кавалером Рыцарского Креста.
Вик был известен острым языком в отношении своего начальства, независимо от высоты его положения. Испытал это на себе и командующий 3-м Воздушным Флотом Хуго Шперрле, который однажды посетил I/JG2. Он отчитал Вика за неряшливый вид механиков его Штаффель, на что молодой командир отпарировал: "Господин маршал, мы деремся с RAF каждый день по 24 часа в сутки! Эти люди вкалывают как идиоты, заправляя нас горючим, вооружая и ремонтируя самолеты, чтобы мы могли бить англичан. И, я думаю, несправедливо требовать от них, чтобы они еще и успевали стричь свои чертовы волосы!" У маршала от удивления выпал монокль из глаза, и он не нашелся, что ответить.
Вскоре Вик был назначен командиром I-й Группе своей Эскадры (I/JG2). В начале октября новоиспеченный группекоммодоре (комполка) уничтожил 7 британских истребителей, увеличив тем свой личный счет до 41 победы; за этот результат Гельмут был удостоен Дубовых Листьев к Рыцарскому Кресту, а немного времени спустя он стал командиром всей 2-й Эскадры (JG2). Поистине блестящая карьера - за 3 месяца подняться от рядового пилота до командира авиадивизии!
Заваленные руководящей работой, командиры Эскадр редко летали на боевые задания. Это, однако, не относится к Гельмуту Вику, девизом которого было: "Пока могу бить неприятельские самолеты во славу Эскадры имени Рихтгофена и для победы Фатерланда - я счастливейший человек!" 5-го ноября майор Вик сбил 3 британских истребителя; на следующий день в одном вылете уничтожил целых 5 самолетов: 2 "Харрикейна" южнее Саутгемптона и 3 "Спитфайра" над островом Уайт - и все это в течение 13 минут (с 15.35 до 15.48)!
Вот как сам Вик описал этот бой в письме к своему другу: "На подходе к Саутгемптону мы встретили идущую ниже нас группу "Харрикейнов". Мы уже собрались атаковать "Томми", когда далеко впереди и выше нас я увидел вторую группу англичан. Однако им нужно было какое-то время, чтобы долететь до нас, а "Харрикейны", завидев мои "Эмили", стали поспешно разворачиваться, подставив нам свои борта. Такой шанс упускать было нельзя и, предупредив своих парней о приближении отряда "Спитфайров", я повел их в атаку. Удар был стремительным, сразу 4 "Харрикейна" загорелись и повалились вниз; один из них был изрешечен моими снарядами. Завершив разворот, "Харрикейны" попытались уйти с набором высоты. За такую ошибку надо было наказывать; я быстро нагнал еле "ползущие" вверх британские истребители и поймал в прицел правый крайний самолет; через мгновение "Томми" вспыхнул и вошел в свое последнее пике...
Я все время помнил о приближающихся "Спитах", и это давило мне на нервы. Противная дрожь и страшное напряжение охватили меня - британцы были уже рядом. Я бросил взгляд на показатель уровня топлива - бензина мало, всего на несколько минут боя, а потом... Больше всего мне сейчас хотелось добраться до своего аэродрома, и я повернул на Францию, дав приказ своим парням следовать за мной. И тут прямо передо мной появились 3 "Спитфайра", летящих со стороны моря. Путь домой отрезан! Мне не оставалось ничего другого, как выйти в лоб англичанам, и я первым открыл огонь по ним. Головной "Спит" взорвался, и оставшиеся "Томми" шарахнулись в сторону. Путь был свободен, но тут меня обожгла мысль: "Их надо сбить, иначе они могут уничтожить кого-нибудь из моих ребят!" Я до хруста сжал зубы и бросился в атаку на второго англичанина. Через мгновение в нем разорвалось несколько моих снарядов, от "Спита" оторвались какие-то куски, и он камнем рухнул вниз. Я зашел в хвост последнему удирающему "Спитфайру" и обстрелял его из своих автоматических пушек; от британского самолета потянулась струйка белесого дыма... Похоже, пилот этого истребителя был ранен, потому что "Спитфайр" - явно неуправляемый! - закрутился в штопоре и повалился вниз; однако над самой водой он выровнялся и попытался уйти от меня. Я нагнал его над островом Уайт, ударил по нему изо всех стволов - "Спит" медленно перевернулся и разбился о землю. Забыв обо всем, я устремился к такому желанному сейчас французскому берегу. Когда я приземлился на аэродроме, показатель уровня топлива находился почти на нуле! И только теперь я сообразил, что довел свой счет до 53 побед и мне не хватает только одного уничтоженного самолета, чтобы сравняться с моим старым инструктором оберст-лейтенантом Мельдерсом..."

28-го ноября в утреннем вылете Гельмут сжег еще 2 "Спитфайра". После полудня Вик повел на Южную Англию свой штабной Шварм (Звено) в составе: техник Эскадры гауптман Рудольф Пфланц, адъютант Эскадры лейтенант Эрих Лайе и лейтенант Фиби. В районе Борнмута звено Вика вступило в бой со "Спитфайрами"; один из них тут же был уничтожен Гельмутом (56-я воздушная победа), еще 2 сожгли Пфланц и Лайе. Однако в ходе схватки самолет Вика оторвался от его соратников; обеспокоенные уменьшающимся запасом топлива Лайе и Фиби повернули на Францию, а Пфланц бросился искать своего командира. Немного погодя он увидел, что над Ла-Маншем какой-то "Спитфайр" расстреливает "Мессершмитта-109", который вскоре рухнул в воду. Немецкий пилот еще успел заметить обозначения сбитой машины - без сомнения это был самолет Гельмута Вика! Руди Пфланц тут же атаковал уничтоживший его командира "Спитфайр" и одной длинной очередью изрешетил его. Так погиб британский пилот флаинг-офисеp (старший лейтенант) Джон "Догс" Дандес (John "Dogs" Dundas) из 609-го Эскадрона RAF (15 личных и 2 групповые победы, из которых 11 личных и 2 групповые он одержал в Битве за Англию).
Когда Пфланц приземлился на аэродроме с известием о гибели командира, он узнал, что только что в штаб JG2 пришел приказ, запрещающий Вику дальнейшее личное участие в боевых операциях. Однако приказ пришел слишком поздно...
Кредо своей жизни Гельмут Вик выразил такой фразой: "Хочу сражаться, и если потребуется - погибнуть в бою, захватив с собой на тот свет столько врагов, сколько смогу".
Он прожил свою жизнь так, как и хотел...

Всего за время участия в боях 2-й Мировой войны майор Гельмут Вик одержал 56 подтвержденных воздушных побед, из которых 14 самолетов он сбил в Битве за Францию, и 42 - в Битве за Англию; это принесло Вику самую высшую боевую награду Германии того времени - Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями. Начав войну в сентябре 1939 г в звании лейтенанта и должности рядового летчика, Гельмут Вик всего через год достиг звания майора и должности командира истребительной Эскадры (авиадивизии) - его карьера является, пожалуй, самой стремительной и удивительной за всю историю 2-й Мировой войны.

Источники информации:
P. Skulski, G. Cisek "Asy Bitwy o Anglie" (перевод с польского)
H. Nowarra "The Messerschmitt-109 famos german figter" (перевод с английского).


истребитель Bf.109E, на котором Гельмут Вик воевал в начале Битвы за Британию





URL записи