Flaer
"Хочу, чтобы все..."
12.02.2011 в 17:24
Пишет Flaer:

В дополнение информации Анны Райт: Алан Дир - "кошка с девятью жизнями"
АЛАН ДИР
ALAN DEERE




СТРАНА - Новая Зеландия (в RAF)
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1940 - 1945 гг
ЗВАНИЯ – пилот-офицер – винг-командер.
ЧАСТИ - 54, 602, 403-й FS
СБИЛ ПОДТВЕРЖДЕННЫХ – 22
СБИЛ НЕПОДТВЕРЖДЕННЫХ – 10

Есть английская пословица: "Кот имеет девять жизней" (эквивалент нашего: "Кот всегда падает на четыре лапы"). Новозеландский летчик Алан Дир очень напоминает этого кота: он девять раз заглядывал смерти в глаза, но каждый раз оставался живым и с победой возвращался на базу, удивляя товарищей своей необычной живучестью.

Алан Дир родился 12 декабря 1917 г в Экланде (Новая Зеландия). После окончания средней школы Алан пас на ферме овец, а потом занимал должность чиновника в Вангануи. Однако сидение за конторкой не соответствовало темпераменту Дирa, и в 1937 г он поступил на службу в авиацию. Обучение Алан проходил в Англии, здесь же он стал пилотом 54-го Эскадрона, базировавшегося на Хорнчеч. В марте 1939 г вместе со всем своим подразделением Дир стал осваивать новейший британский истребитель "Спитфайр Мк.I".

В мае 1940 г во время патрульного полета на большой высоте из-за отказа кислородной маски потерял сознание, и его машина свалилась в неуправляемое пике. Алан пришел в себя уже у самой поверхности моря и буквально в последние секунды смог выравнять самолет и набрать безопасную высоту.
Первые воздушные победы Алан одержал 23 мая 1940 г, уничтожив над Дюнкерком 2 истребителя "Bf-109", атаковавших учебно-тренировочный Майлз "Мастер", который охранял Дир (Майлз "Мастер" выполнял перелет из Англии в Кале, чтобы забрать сбитого и приземлившегося там командира 74-го Эскадрона). В тот же день после полудня Алан Дир сбил еще 1 "Мессершмитт"; на следующий день он уничтожил "Bf-110", а 26 мая - еще 2 "Стодесятки".
28 мая во время патрульного полета Алан атаковал "Do-17" и повредил его, однако и немецкий бортстрелок сумел прострелить британскому летчику бачок с гликолем, и Дир был вынужден посадить свой поврежденный истребитель на бельгийский берег. Потом новозеландец то автостопом, то велосипедом добрался до Дюнкерка, пробился на борт одного из эвакуирующих окруженные британские войска судна, и на нем благополучно прибыл в Дувр; оттуда Алан поездом доехал до Лондона и на метро - до Хорнчеч, через 19 часов после вылета вновь оказавшись среди своих товарищей, уже "похоронивших" его. Это "туристическое путешествие", предпринятое Диром в самый разгар Дюнкеркской трагедии, сделало его необычайно знаменитым и популярным в Королевских ВВС. В июне Алан Дир был награжден "Крестом за Летные Заслуги" (DFC), который вручил удачливому новозеландцу лично король Великобритании. 9 июля Дир уничтожил очередной "Мессершмитт-109", а через минуту Алан столкнулся с другим немецким истребителем; однако ему удалось не покалечившись приземлиться в поле, и местные крестьяне помогли своему защитнику побыстрее добраться до родного аэродрома.
11 августа отважный новозеландец уничтожил еще один "Bf-109", а на следующий день - еще 2 "Bf-109" и 1 "Bf-110"; 15 августа после уничтожения очередного "Мессершмитта-109" его "Спитфайр" был подожжен другим немецким истребителем, и Алану пришлось прыгать с парашютом с очень малой высоты; Дир так сильно ударился о землю спиной, что 2 недели ему пришлось провести в госпитале.
После возвращения из госпиталя в одном из первых же боевых вылетов Алан вновь был сбит. Такие перепетии судьбы могли бы вывести из равновесия и повергнуть в уныние любого другого летчика, но только не Алана Дира! 30 августа новозеландец сбил бомбардировщик "Do-215". На следующий день в момент взлета "Спитфайров" по тревоге аэродром Хорнчеч подвергся удару бомбардировщиков Люфтваффе; одна из бомб угодила в выруливающий на старт самолет Дири и вдребезги разбила его. Однако "бессмертный" Алан вновь остался жив - из обломков "Спитфайра" ему помог выбраться пайлот-офисер Идселл.
Последнюю воздушную победу в "Битве за Англию" Алан Дир одержал 3 сентября 1940 г, уничтожив истребитель "Мессершмитт-110". Позднее работал в руководящем учреждении в Кэтирике, а в мае 1941 г возглавил Звено в 602-м Эскадроне; через месяц во время полета в его самолете сломался двигатель, и Алану пришлось в очередной раз совершать аварийную посадку, однако и на этот раз с ним самим абсолютно ничего не случилось... 1 августа 1941 г Дир принял под командование свой 602-й Эскадрон и в первом же боевом вылете на Гревилайнес он сбил "Bf-109". В начале 1942 г Алан был послан в Соединенные Штаты с циклом лекций по тактике истребительной авиации. По возвращении его назначили командовать 403-м Канадским Эскадроном.
С февраля 1943 г Дир воевал в 611-м Эскадроне, уничтожив в этот период немецкий истребитель "FW-190". Впоследствии он командовал Истребительными Крыльями в Кинли и Биггин Хилл. В сентябре в связи с пошатнувшимся здоровьем Алан был отстранен от полетов. К этому времени его личный список побед выглядел достаточно импозантно: 22 (из них 8 в "Битве за Англию") подтвержденные и 10 неподтвержденных побед, и еще 18 поврежденных вражеских самолетов.
К боевой службе Дир вернулся в марте 1944 г. Руководил Истребительными Крыльями в Мирстоне и Саттон Бридже. В августе 1945 г, уже после окончания войны, стал командиром 3-го Истребительного Крыла, базировавшегося на аэродром Эндрюс Филд, которое было создано на базе польских Эскадронов "Мустангов". После расформирования этой части стал руководителем авиацентра в Дюксфорде. Занимал различные командные должности в RAF до 1967 г. Награжден DSO, DFC, DFC (US), OBE и Французским Военным Крестом.

Из книги P.Skulski, G.Cisek "Asy Bitwy o Anglie" (перевод с польского).

истребитель Спитфайр Мк.1, на котором Алан Дир в 1940 г защищал Великобританию


URL записи